Найти в Дзене
Школа Вокала.

Петь громче и насыщеннее при управлении артикуляционной мускулатурой.

Объемный голос – это голос, который звучит громче и насыщеннее, чем обычный голос.

О том, как сделать звук голоса более объёмным, про ротоглоточный резонатор и артикуляцию писала в статье:

В чем сложность техники объёмного звука?

В управлении расслаблением и напряжением разных групп мышц.
Горло надо расслабить и при этом артикулировать!

А при проговаривании в глотке она поначалу сильно напрягается, ведь вы там никогда не проговаривали так, как этого требует вокальная артикуляция.

И вот вам надо пройти этап концентрации усилий на проговаривании и растяжении мышц, а потом на проговаривании без напряжения.

На практике новичкам не так -то просто объем на полузевке даже ненадолго удерживать, не говоря о том, чтобы при этом выполнять еще какие -то задачи параллельно.

Этап растягивания мышц длительный и требует регулярной практики отдельных упражнений.

Мышцы надо растянуть и удерживать на объёме:

  • и вдоль на "О"
  • и поперек на "Ы"

И ,если с О все идет более -менее, то с Ы вообще нет.

Упражнение для растяжения мышц ротоглоточного резонатора.

В этом упражнении задача:

ощутить, распевая на гласных и-э-ы, как мышцы внутри растягиваются поперек.

На "и" вы это легко ощутите, но надо усиливать это ощущение на высоких нотах.

НА "э" дело пойдет сложнее и надо растягивать через преодоление.

На "ы" еще сильнее, иначе не удержать мышцы растянутыми.

Когда почувствуете растяжку, уменьшайте напряжение.

В упражнении мы поём, увеличивая диапазон и по ступеням развернутого трезвучия и поэтапно начиная упражнение от ля, от си, от до.

Помните! Давление воздуха равномерно увеличивается по мере того, как берется все более высокий тон. При недостаточном давлении звуку не хватает устойчивости, опоры.

Цель: управлять своей артикуляционной мускулатурой.

Упражнение дает:

  • Расширение диапазона.
  • Значительное увеличение силы звучания голоса.
  • Усиление насыщенности звука.
  • Большая певучесть звука.

ИТАК.

Поэтапная практика мышц для того,чтобы звучать мощнее и объемнее:

1.Сначала упражняйте глотку в сильном проговаривании гласных -это напряжение и делать это надо недолго. При этом ощутить, как мышцы раздвигаются внутри глотки.
2.Потом пойте упражнения на гласные, чтоб ощутить работу этих мышц на дыхании. Ощутите, как ваше артикулирование гласных влияет на звучание. Это тоже напряжение.
3.Теперь поём на зевке, дышим ровно и глубоко. Здесь чувствуйте расслабление горла. Зевок удлиняет ротоглоточный резонатор. Но есть растягивание глотки вертикальное на "а-о-у", а есть горизонтальное на "ы". Это обычно идет труднее у всех.
(цитата из статьи "Как сделать звук голоса более объёмным. Ротоглоточный резонатор и артикуляция")

Если удерживаете объем на упражнениях, то можно приступать к песням.

Сначала на песнях особенно горизонтальное растягивание сильно теряется, но регулярные осознанные упражнения сделают свое дело и постепенно объемное звучание будет вами освоено.

Цитата оперного певца от Дмитрия Хворостовского про ротоглоточный резонатор.

Вдох короткий, очень короткий. Йоффель говорила: «Вдохни запах цветка», - это очень помогает правильному вдоху. Но чтобы дыхания хватило, расход воздуха должен быть экономичным, очень экономичным.
Это не значит, что надо запирать дыхание, нет. Оно должно быть свободным и не напирать на гортань. Гортань тоже должна быть свободной, не напряженной, хотя и пониженной, как при зевке. Это увеличивает, удлиняет ротоглоточный резонатор, что и благоприятно для голоса.

Резонанс – это, как известно, усиление звука.

Согласно резонансной теории пения, голообразующий тракт певца – это сложная система резонаторов, включающая ротоглоточный, надгортанный, грудной и др. резонаторы, усиливающие обертоны гортани и образующие, кроме речевых формант, две особо выраженныепевческие форманты, придающие голосу певца силу, громкость и специфические тембровые качества.

О достижениях науки в изучении певческой техники и о роли резонанса в пении:

В П.Морозов.Искусство резонансного пения (фрагменты книги).

Певцу вовсе не обязательно обладать сверхмощной физической силой гортани и голосового аппарата в целом. Нередко бывает, что голос, который в небольшом помещении производит на вас впечатление огромной силы, не слышен в большом зале. И наоборот, голос, казалось бы, не слишком большой силы великолепно слышен в большом зрительном зале, заполненном публикой и «режет оркестр» (по образному выражению дирижеров). Таков был голос величайшего из певцов Федора Шаляпина, который, по мнению Лаури-Вольпи, знал «драгоценнейший секрет» резонансного пения.

Итак.

Статья начинается с фразы: "Объемный голос – это голос, который звучит громче и насыщеннее, чем обычный голос."

За счет чего?

За счет резонанса!

И ,напоследок цитата из интервью русского баса Ивана Петрова-Краузе.

Уважаемый Иван Иванович, мне, как автору книги о резонансной теории и технике пения, хотелось бы задать Вам вопрос: какое значение для Вашего голоса имеет резонанс и ощущения резонаторов?
–Резонанс. Да это же самое главное у нас в пении! Лично я, когда пою, ощущаю резонанс во всем своем теле вплоть до кончиков пальцев!
–А что для Вас, как для баса, главное – грудной или головной резонанс?
–Для баса, конечно, грудной резонанс очень важен, но и головной также. Должна быть обязательно связь грудного резонатора с верхним головным. Но здесь, конечно, должна быть разумная пропорция: бас должен иметь басовый тембр. Многое зависит и от роли, от партии, которую поешь. Одно дело «Варяжский гость», другое – лирический романс, например «Однозвучно гремит колокольчик» А. Гурилева. В молодости, когда я был еще неопытным певцом, я старался больше петь грудным звуком, он мне казался настоящим басовым. Но потом почувствовал, что голос быстро уставал. Тогда я стал стремиться к большему использованию верхних резонаторов, и голос приобрел яркость, и легкость, и большую выносливость.
Мне приходилось много петь во время войны для наших солдат на передовой, в окопах и землянках, подчас в холодное время. Без рациональной певческой техники выдержать это было бы невозможно. Да и в театре также. Я пропел на сцене Большого театра почти 30 лет. Все главные партии басового репертуара. Оркестр, хор. Одной только силой их не преодолеешь. А вот резонансная техника дает такую возможность – яркость, полётность, неутомимость голосу.
Связь грудного и головного резонаторов происходит через дыхание: мы должны ощущать как бы единый резонирующий столб воздуха во всем теле сверху донизу. Не поток дыхания, т. е. воздуха, а резонирующий поток звука. Я бы даже так сказал: певец как бы выдыхает не воздух, а звук. Такое ощущение создается при легком (не перегруженном и не зажатом), опертом на диафрагму певческом дыхании, когда все тело резонирует, все звучит.
 Иван Петров-Краузе в роли ГРЕМИНА.Фильм-опера Евгений Онегин 1958 г.
Иван Петров-Краузе в роли ГРЕМИНА.Фильм-опера Евгений Онегин 1958 г.