Царю‑освободителю
Александр II был убит 1 марта 1881 года. В первые же дни после гибели императора было принято решение о создании на месте трагедии памятника. Этот памятник стал не только самым большим и самым дорогостоящим мемориалом, посвященным императору, но единственным, который пережил и крах династии, и крах империи, и смену общественного строя, и переход к новой идеологии.
В первое время ещё не были ясны ни художественный образ памятника, ни средства для строительства, ни его сроки. Были определены только два ключевых момента: памятник будет возведён именно на том самом месте, где пролилась кровь царя‑освободителя, и памятник этот будет храмом. Через два года был утверждён проект архитектора А. А. Парланда и настоятеля Троице‑Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышева), задуманный в «истинно русском стиле». Торжественное освящение собора состоялось 19 августа 1907 года. По предложению архимандрита Игнатия храм был освящен в честь Воскресения Христова. Народное название храма — Спас на Крови — появилось позднее.
До революции 1917 года храм‑памятник не был приходским и открывался для свободного посещения редко. После революции он стал приходским, но был закрыт в 1931 году, несколько десятилетий постепенно разрушалось художественное убранство и даже конструкции храма. Затем здание передали государственному музею «Исаакиевский собор». Более тридцати лет музейщики проводили капитальные реставрационные работы. В 1997 году храм‑музей вновь стал доступен для посещения, ежегодно сотни тысяч человек любуются его красотой и вспоминают трагический день 1881 года.
Сохранению памяти о скончавшемся монархе соответствует, прежде всего, планировка здания. На том же месте набережной канала, где был смертельно ранен император, воссоздан фрагмент тротуара и мостовой. Место это находится в западной части собора, там, где обычно находится главный вход в храм. Пространство этой мемориальной части как бы выделено в общем пространстве храма и уходящей ввысь аркой с изображением Страшного суда, и мозаичными изображениями сцен суда над Христом, и общим фоном мозаик в ней — золотисто‑серебристым, выделяющим их в общем мозаичном убранстве, для которого характерен синевато‑голубоватый тон.
О трагическом событии напоминает в этой части собора и выбор сюжетов для мозаичного декора стен, выполненного по рисункам В. Беляева: «Распятие», «Положение во гроб» и «Сошествие в ад» — соответственно на северной, западной и южной стенах. А непосредственно над воссозданным фрагментом набережной возведена каменная резная сень. По своим формам и пропорциям она напоминает сень центральной части другого памятника Александру II — самого крупного светского монумента — мемориального комплекса в Московском Кремле. Это заметно даже при беглом взгляде на старинные фотографические открытки с изображением московского памятника. Ещё отчетливее это заметно, если сравнивать сень
кремлёвского памятника, увиденную художником сверху, с высоты храма Василия Блаженного, и упрощённые, четкие контуры сени в петербургском храме, сохраненные на архивном чертеже.
Прекрасный, торжественный и печальный облик западной части храма
напоминает нам о человеке, который, пережив серию покушений на него, так и не смог отказаться от своего доверия к народу. Чудом уцелев от брошенной в его карету бомбы, он, выйдя целым и невредимым из кареты, не бросился прочь, подальше от опасного места, но осматривал раненых, старался организовать для них помощь. После второй брошенной бомбы чуда не произошло, и уже он сам умирал на тротуаре набережной. Воссозданный фрагмент этого тротуара, резная каменная сень, «Положение во гроб» на стене за сенью — всё это напоминает нам об императоре Александре II.
Его сын и наследник, Александр III, распорядился о возведении храма, выделил значительные средства из государственной казны, определил стиль, в котором был выстроен храм, утвердил проект. Члены его семьи приходили в памятные дни на службы в этот храм.
Храм‑памятник внутри был полностью посвящён человеку, императору Александру II, а снаружи это был храм‑сказка, храм‑фантазия, расписная игрушка, воспоминание о Москве и о соборе Василия Блаженного. Лишь на западной стене, напротив находящейся внутри сени, было помещено огромное мозаичное «Распятие», к которому мог подойти и помолиться любой проходивший мимо человек. В наружном убранстве этого сказочно яркого храма не было места печали о человеке. И две крупных мозаики на его фасадах, заметно выделяющиеся и размерами, и яркостью, и занимаемым ими местом, посвящены евангельским сюжетам, говорящим не о печали, но о надежде, — «Воскресение Христа» и «Христос во славе». Однако задуманный как памятник, храм этот должен был и наружным своим
обликом напоминать об Александре II, но не столько о человеке, сколько о государе. Напоминание это было просто, торжественно и доступно каждому, кто приближался к храму.
С трёх сторон на фасадах здания, в нижней, цокольной их части были размещены гранитные доски с описанием деяний погибшего монарха. Эти гранитные доски, вынесенные вовне, на фасады храма, — большая редкость в православной культовой архитектуре. Иногда памятные доски с именами погибших воинов или моряков размещали на стенах внутри храмов. Специфика расположения памятных досок Спаса на Крови была связана с тем, что в храм отнюдь не всегда можно было попасть обычному горожанину или рядовому приезжему человеку, а обойти вокруг храма мог любой.
Можно по‑разному воспринимать эти памятные доски: как дополнительный декор, как необычные музейные экспонаты, как элементы мемориального комплекса храма‑памятника. Несомненно одно: все эти доски с описаниями главных событий истории государства за 26 лет правления Александра II — это дань уважения не только царю, но и тому поколению, которое участвовало в этих событиях.
Полный текст см.: Николай Буров «Царю‑освободителю» (Мир Музея. 2012. № 4. С. 12-14).
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»
1. - Храм Воскресения Христова (Спас на Крови).
2. - Распятие. Западный фасад. Мозаика по оригиналу А. Парланда.
3. - Моление о чаше. Мозаика по оригиналу Н. Шаховского. Северо‑западный пилон.
4. - Воскресение Христа. Мозаика по оригиналу М. Нестерова. Кокошник северного фасада.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2012 #СанктПетербург #СпаснаКрови #настоящиеценностибудущего #знание