Найти тему

Фильм, который принес Кристоферу Нолану первую номинацию на «Оскар»

Одним из талантов Кристофера Нолана является его уникальная способность привлекать интерес массового зрителя к своим не самым массовым идеям. Неудивительно, что ему удалось надежно обосноваться в бокс-офисных топах. Для того чтобы вспомнить, как британский создатель киноголоволомок начал свой путь, обратимся к фильму 2000 года Memento («Помни»).

В первый раз Кристофер взял в руки камеру, когда ему было 7 лет, для того чтобы снять кукольный экшен. С годами его стали увлекать такие загадочные материи, как ощущение времени, казусы морали, природа памяти, архитектура и самоидентификация личности. При этом динамика событий на экране лишь увеличивалась. Вполне возможно, что на становление юного Нолана повлияла жизнь его семьи на два континента и, безусловно, братья. Старший, Мэттью, отличался талантом создавать себе проблемы с законом, а младший, Джонатан, – писательским.

Именно рассказ Джонатана Нолана под названием Memento Mori лег в основу фильма «Помни» (в российском прокате – «Мементо»), вызвав волну интереса к нелинейному повествованию в кино. Закрученный детективный сюжет, помещенный в калейдоскоп внутреннего времени фильма, стал предсказуемым препятствием для аудитории – многие рецензии на тематических сайтах помечены предупреждениями о спойлерах.

В этой громкой работе Нолан соединил воедино две разнонаправленные по времени сюжетные линии. Помимо этого, сильное впечатление на зрителей оказало визуальное решение картины – цветная и черно-белая истории чередуются, чтобы слиться в финале. Найти подходящую форму для замысла Кристофера помог оператор Уолли Пфистер. Хоть он и не сразу разобрался в тонкостях сценария, но быстро нашел общий язык с режиссером. Их творческий дуэт в ответе за шесть фильмов и один «Оскар».

Вспомним мимолетную эпоху «Полароид» – это не только моментальный снимок, но и исторический переход от пленочной фотографии к цифровой. Действительность отпечатывается в нашей памяти момент за моментом. Вся человеческая жизнь состоит из этих снимков, и нам невероятно важна их сохранность. В своем фильме Нолан виртуозно дает нам ощутить уязвимость личности, с первых секунд погружая зрителей в антероградную амнезию главного героя. Реверс полароидного снимка, когда изображение не проявляется, а исчезает, стал удивительно точной кинематографической метафорой этого нарушения памяти.

Завидуем тем, кто еще не смотрел «Помни», и надеемся на несовершенство нашей памяти – единственную возможность вновь испытать восторг от просмотра. Даже слоган фильма подчеркивает эту мысль: «Некоторые воспоминания лучше забыть».

IMDB 8,4 | Кинопоиск 7,9

Если вам понравился материал, подписывайтесь на канал! Читайте другие наши статьи: