В мифологических и священных текстах многих народов мира говорится об исполинах, живших когда-то на Земле. Самое интересное, что ореол их обитания распространялся и на Россию, а места, где они жили, путешественники могут посетить и сегодня. О том, где располагались селения этих удивительных существ, нашему изданию рассказал известный писатель, эксперт Международной выставки «Поехали» Алексей Попов.
Беседовал Дмитрий Соколов
Алексей, неужели предания о великанах реальность?
Да, но достаточно отдаленных времен. Согласно концепции мировой истории вавилонянина Бероса, Земля в допотопные времена, была населена гигантами, сосуществовавшими с человечеством. Собственно, о том же говорит и ветхозаветная «Книга Бытия». Сначала исполины были добрые и славные, если вспомнить о них слова, в той же Библии. Но постепенно они деградировали и стали угнетать людей. Боги за грехи и злобу затмевали им разум, а под конец решили истребить, наслав на Землю воды потопа. Погибли все, кроме праведника Ноя и его семейства. От них-то и начался новый виток человеческой истории. Но погибли, очевидно, не все исполины. В после потопное время сведения о великанах стали поступать со всех концов света. Авторы древнейших, возрастом в тысячи лет, писаний, жившие на разных континентах, при разных культурах и религиях, сообщают почти одно и то же. Невозможно, чтобы летописцы Старого и Нового Света, эскимосов, индейцев, северных народов, тибетцев и многих других народов случайно и безо всяких оснований рассказывали одинаковые истории о великанах.
С 1 по 3 декабря в Экспоцентре на Красной Пресне состоится Международная выставка техники для путешествий "Поехали". Не пропустите!
В таком случае должны быть материальные артефакты…
Они есть! Народные предания в Финляндии и некоторых частях Карелии приписывают принадлежность, ряда сохранившихся могильных каменных груд и курганов древнему исполинскому народу, населявшему в древнее время всю Финляндию, северную часть Скандинавии и даже Карелию на нынешних территориях Кемской и Олонецкой губерний. Финское название этого древнего народа – хийси. Современная форма этого названия в шведском языке – йятте, а живущие около шведского населения финны переделали это название в йятти, со значением - великан. Но даже под названием хийси, этот древний народ в преданиях финнов слыл великанами, обладавших исполинской силой. В связи с тем, что с началом систематических путешествий и географических открытий вся земля до Белого моря и далее становилась известной, явилась необходимость создания этнографических карт, с указанием народностей, проживавших на этих территориях, однако с представлениями о севере всегда связывалась «страна великанов». Известно, что «Белое море» - название русское. Путешественники, приезжавшие в средние века к устью Северной Двины, впадающей в Белое море, уже застали это название, на что указывает обозначение моря на карте самого знаменитого картографа ХVI века Меркатора. Хотя в далекие стародавние времена оно называлось Гандвиком. Интересно, что «Гандвик» у скандинавов означал «Залив чудовищ».
Под чудовищами древние люди понимали великанов?
Совершенно верно! Отрывок одной саги об открытии Норвегии начинается так: «Форниот назывался король: он властвовал над Йотландом, как называли тогда Финланд, и Квенландтом. Король этот являлся прадедом Нора, но других подробностей мы о нем не знаем». Эти строки писались о временах, когда еще ни Норвегия, ни Финляндия не были заселены историческими народами. Имя же Форниот в переводе обозначает «великан прежних времен». По другим скандинавским источникам, этот Форниот являлся отцом трех великанов, от которых потом произошло многочисленное потомство. Страна великанов не имела конкретного географического положения, но располагалась на огромной европейской территории. По мере заселения северных территорий более многочисленными людьми, великаны уходили все дальше на север. Так Саксон Грамматик упоминает, что «гиганты теперь удалились в те пустыни, которые лежат по ту сторону Гандвика, на север от Норвегии». Есть интересное описание датского короля Горма у Саксона Грамматика. Вместо совершения военных подвигов, он исследовал законы природы и направлял свои усилия на изучение отдаленных малоизвестных стран. Саксон Грамматик писал об одной из экспедиции Горма: «…Дойдя до Гандвика (Белое море) и вытащив корабли на берег, Горм со своими матросами расположился лагерем. В сумерках явился к ним человек необычайной величины, назвавший себя Годмундом». Последовавшие за ним путешественники, вскоре увидели поселение «похожее более на дымное облако». Войдя в одно из помещений, «они удивились обильным сокровищам и разным драгоценностям». Между прочим, «они увидели семь бочек, опоясанных семью золотыми обручами и увешанных серебряными цепями из многочисленных колец, необыкновенной величины бычачий рог, отделанный драгоценными камнями и покрытый художественной гравировкой и, наконец, браслет основательного веса». Особенно они удивились, увидев «вооружение, предназначенное по своей величине каким-то сверхъчеловеческим существам». Но не выдержала душа простых матросов обилия и доступности драгоценностей, поэтому большинство из них были «растерзаны чудовищами, а спаслись только двадцать человек, которые и вернулись во главе с Горном домой».
Известно место, где великаны жили в Карелии?
В «Истории» датского короля Христиана IV за 1601 год есть следующий любопытный рассказ. По преданиям лапландских старцев «был некогда в Кореле и во всей корельской земле великан по имени Валит. И посажен был тот Валит на Корельское владение от Новгородских посадников. Он сам собою был дороден, ратный человек и к рати необычайный охотник». Однажды, «во славу свою, принесши с берегу, своими руками положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косой сажени. Тот камень по сей час слывет «Валитов камень». Легенды о великанах еще до недавнего времени можно было услышать в отдаленных уголках Карелии. Наиболее интересные из них – легенды о роде Пайвиэ, ведущего свое начало «из богатой песнями Корелы». Из трех сыновей Пайвиэ, Олоф был самый знаменитый. Известен рассказ: «Раз Олоф возвращался с рыбного лова и был настигнут непогодою. Опасаясь грести против волн, грозивших потопить его лодку, нагруженную сетями и рыбой, решился он пристать к берегу. Пристав, взвалил он тяжелую лодку на плечи и понес ее на себе». Варяги, во времена набегов в отдаленные районы Русского Севера, также неоднократно сталкивались с племенами исполинов, причем – как «обычных» великанов мужского пола, так и с племенами, состоящих исключительно из женских особей. Эти сведения сохранились в скандинавских источниках.
В Карелии жило одно племя великанов или несколько?
Скорее всего, поселений было несколько. В книге финского этнографа и археолога Теодора Швиндта «Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года» также приводятся сведения о «великанах древней земли Корельской». «На Ладожском побережье существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны». Метелиляйнены отличались громадным ростом и невероятным шумом, который они производили при своем передвижении по лесу. «Легенды о метелиляйненах сохранились почти повсеместно, но особенно много их в Куркийокской волости» Сегодня это поселок Куркийоки Лахденпохского района Карелии. Вероятно потому, что в таких местах, как Корписаари («Остров непроходимой чащи»), Отсанлахти («Залив лба»), Лапинлахти («Лопарский залив») и др. существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах. В частности, в деревне Соокуа той же Куркийокской волости есть гора Кесякаллимяки, которая почти вся когда-то была занята под кладбище, но теперь там построены дома. В том районе под плоским камнем на значительной глубине был найден скелет крупного человека: череп его лежал немного в стороне, а кость правого предплечья – около носа. Один старик рассказывал мне, что здесь хоронили метелиляйненов. В деревне Терву, около горы Кирккомяки, также неоднократно находили «кости великанов». Подобных примеров в Карелии множество.
Великаны были воинственны?
Да, и даже строили своеобразные крепости, а также запасались оружием. По словам Швиндта «Между островами Риеккала и Тулоланоаар есть два островка. Один совсем маленький – Лиертсаари, а другой чуть побольше – Хийретсаари. На них сохранились длинные низкие ограждения из камня, протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари имеется еще один вал, длиной примерно с версту, который окружает почти весь остров, - причем оба вала расположены на расстоянии десятка саженей от берега. С внутренней стороны кругового вала насыпано много камней величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены собирали эти камни для военных целей и во время сражений, спрятавшись за валами, кидали их за версту друг в друга с острова на остров. Кроме упомянутых валов на северо-западном побережье Ладоги сохранились и другие остатки каменных сооружений, которые нельзя назвать укреплениями, но их, тем не менее, считают крепостями. Так, например, в Куркийокской деревне Риеккала говорят, что широкие груды камней на берегу Ладоги сложили еще метелиляйнены. В Харви есть Линнамяки («Укрепленная возвышенность»), или Лапинлинна («Лопарская крепость»), которая представляет собой отвесную скалу, отделяющую остров от материка; вокруг нее заметны остатки валов, сложенных из камней. Причем камни местами величиной с кубический локоть и даже больше. Поэтому считают, что такое сооружение могло быть под силу только метелиляйненам».
Спасибо!