Без преувеличения, её можно по праву назвать прародительницей всех надувных лодок, которыми сегодня пользуются сотни миллионов людей по всему миру.
А началось всё с того, что лейтенант войск Соединённого Королевства Питер Халкетт прочитал историю о трагедии экспедиции Джона Франклина через реку Коппермайн в 1819-1822 годах. Напомню, этот капитан отправился осваивать северное побережье Канады и претерпел многие бедствия, потеряв многих участников. Причём очень большой проблемой стало преодоление водных преград.
Примерно в то же самое время в продаже появились ПЛАЩИ МАКИНТОША, которые людям понравились именно потому, что прекрасно защищали от дождя, не промокали, были лёгкими и удобными.
Халкетт, обладая изобретательным умом, связал две эти сюжетные линии и предположил - а что есть попробовать сделать из пропитанной каучуком ткани нечто такое, что в обычном состоянии можно было бы носить, как плащ, а если надуть воздухом, превращалось бы в плавсредство?
Поэкспериментировав, Халкетт придумал нечто, объединяющее оба этих решения. То есть в обычном состоянии - вроде как одежда, в необычном - лодка.
Что интересно, помимо этого плаща в "спасательный комплект" входили также трость и зонтик, которые, после несложных манипуляций, превращались в весло и парус, соответственно. Всё это в совокупности весило порядка 3,5 кг, и позволяло обладателю защититься от дождя, расположиться на мокрой земле, не боясь промокнуть, а также переправиться через сравнительно небольшие ручьи и реки. Хотя сам изобретатель, испытывая лодку-плащ в начале 1844 года, без аварий и протечек проплыл по Темзе более 15 километров.
А далее Халкетт начал развивать свою идею, и создал усовершенствованную надувную лодку, которая уже не напоминала плащ, зато вмещала двух человек, причём корпус её состоял их четырёх изолированных отделов, чтобы перестраховаться от возможных проколов. Это изделие уже надо было носить в рюкзаке.
Невероятно, но очень хорошие результаты испытаний и восторженные отзывы пользователей (людей, которым Халкетт доверил участие в этом эксперименте), не произвели впечатления на чиновников Королевского флота. Упомянутый Франклин, кстати, перед тем как отправиться в своё последнее путешествие, взял с собой надувную ЛОДКУ ХАЛКЕТТА, поскольку она ему понравилась. Однако он пропал вместе с этой лодкой, и его мнения уже никто не услышал.
Спасатели, которые отправились на поиски Франклина, также взяли с собой эту лодку, и она им очень пригодилась и понравилась. Но даже к их мнению в дальнейшем никто так и не прислушался.
Самое странное - охотники и рыболовы, которые, по идее, вполне могли бы стать самыми главными рядовыми потребителями таких вот изделий, тоже отреагировали на информацию Халкетта как-то весьма прохладно. Возможно, прозвучало это неубедительно, ибо нередко, наоборот, откровенную туфту люди покупают с радостью только потому, что им мастерски вешают лапшу на уши. А Халкетт таким даром не обладал.
В итоге так ничего из его затеи и не получилось. И на сегодняшний день в мире есть только одна-единственная ЛОДКА ХАЛКЕТТА, которая сохранилась у шотландского исследователя Северной Канады Джона Рэя.
Питер Александер Халкетт (20 октября 1820 - 25 марта 1885) - офицер Королевского флота.
Его отец был директором Компании Гудзонова залива, много лет жил в Канаде, а потом вернулся в Англию. От него Питер перенял любовь к Арктике, и от него же узнал про беды и горести неудачных северных экспедиций.
Поэтому Питер Халкетт постарался сделать так, чтобы в будущем людям было более безопасно путешествовать по воде.
Но первый секретарь Адмиралтейства лорд Герберт, ознакомившись с его изобретением, написал ему буквально следующее: «Мои лорды такого мнения, что ваше изобретение очень ловко и гениально, и что оно может быть полезным в исследовательских и землемерных экспедициях, но не считают, что оно может быть применимо к общим целям военно-морской службы».
В общем, хорошая идея и её весьма удачное исполнение почему-то так и не нашли понимания в массах. Которые, очевидно, просто были не готовы к этому. И созрели много позже, чуть и ли не век спустя. К сожалению, Халкетт до этого не дожил.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!