Ранее, в ходе нулевых чтений по бюджету в городском парламенте, заместитель председателя комитета по транспорту Олег Матвеев уже высказывался за ежегодную незначительную индексацию тарифов. Это, по его мнению, более безболезненно для горожан, чем резкое повышение стоимости проезда, что неизбежно после их замораживания.
В ходе обсуждений тарифов на проезд в общественном транспорте Северной столицы на текущий год речь шла о том же «инфляционном» росте, в итоге тарифы в среднем увеличились на 9 %. Инфляция в России, по данным Росстата, в 2021 году составляла 8,39 %, в 2022‑м — 11,94 %. Министерство экономического развития на днях пересмотрело прогноз нынешней годовой инфляции в РФ, заявив, что в декабре нынешнего года она достигнет 7,5 % (по прежним оценкам — 5,3 %). Так что предполагаемые сегодня 5 % в финале, к моменту принятия окончательного решения, могут и подрасти.
Горожане привыкли к практически ежегодному росту цены на проезд в общественном транспорте, да и озвученные +5 % выглядят не такими уж огорчительными на фоне некоторых иных подорожаний. Это с одной стороны. С другой — петербургские транспортные тарифы и без того слишком высоки, это мнение не только самих пассажиров, но и большинства экспертов отрасли. Мы знаем, что разовые поездки (или, как их еще называют, «гостевые» тарифы) с начала года выросли в цене на 5 рублей, и теперь в метро по ним мы платим 70 рублей, в трамвае, троллейбусе или автобусе — 65. Были перераспределены (читай: сокращены) льготы на проезд по единой карте петербуржца и банковским картам МИР, «подросли» и проездные. А единый проездной на месяц на весь городской транспорт стоит сегодня 3665 рублей. Эксперты говорят, что его цена не должна превышать 2,5 тыс. рублей. В Москве такой билет стоит 2540 рублей.
Транспортной системе Петербурга, и прежде всего метрополитену, необходимо более активное развитие, а пассажирам — более лояльные цены на проезд в общественном транспорте. И тогда, возможно, многие петербуржцы сделают выбор в его пользу, отказавшись от регулярных поездок на личном автомобиле (эту цель в Смольном озвучивают на протяжении уже многих лет), что в конечном итоге пойдет на пользу всему городу.