В Ярославском художественном музее открылась выставка картин И.Э. Грабаря. Основу экспозиции составляют полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) родился в Будапеште в семье православных русинов. Отец его, Эммануил Иванович - юрист по образованию, был одним из лидеров пророссийской партии в венгерском парламенте.
Постоянные преследования со стороны австро-венгерских властей вынудили Грабаря-старшего в 1876 г. вместе с семьей перебраться в Россию – в тихий уездный городок Егорьевск.
Здесь Игорь Грабарь два года проучился в местной прогимназии, а затем с золотой медалью окончил московский лицей Цесаревича Николая.
В 1889 г., по примеру отца и старшего брата Владимира, Игорь поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако в Северной столице его всё более увлекала стезя художника. Учёбу в университете он совмещал с занятиями рисованием и живописью, брал уроки у И.Е. Репина в Императорской Академии художеств. В начале 1890-х годов в журналах «Стрекоза», «Шут», «Будильник» и «Нива» появились его иллюстрации и критические статьи.
В 1893 г. после окончания университета Грабарь отправился в большое турне по Европе: побывал в Риме, Флоренции, Париже и Берлине. Почти пять лет он провел в Мюнхене, где совершенствовал мастерство в студии известного живописца Антона Ашбе, словенца по происхождению.
В 1901 г. молодой художник возвратился в Россию, и сразу же громко заявил о себе рядом работ на выставке объединения «Мир искусства».
О Грабаре заговорили, как о мастере зимнего пейзажа. Французский импрессионизм в его творчестве получил самобытную, эмоционально окрашенную трактовку.
Так, если европейским мастерам зимний снег виделся лишь переменчивой фактурой, мимолетным капризом природы, то в передаче Грабаря он обретал силу ликующего светоча русского приволья.
Сияющий иней, морозная синева и мартовские сугробы придавали его полотнам мажорное звучание, извечно отрадное русской душе.
Сам Игорь Эммануилович писал: «Вернувшись в Россию, я был несказанно потрясен красотой русского, и в первую очередь подмосковного, пейзажа… Нигде нет таких чудесных сплошь берёзовых рощ, таких восхитительных вёсен, золотых осеней и сверкающих инеев».
Несомненно, одним из центральных полотен выставки является картина «Иней» из собрания Ярославского художественного музея. Березы в кружевном морозном убранстве завораживают зрителя своей красотой.
В своей «Автомонографии» Грабарь взволнованно отмечал: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как иней в солнечный день, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых в палитре не хватает красок» …
С неподражаемым мастерством художник изображал переливы солнечного света на мартовском снегу.
Скромные сельские виды под его кистью превращались в образы, наполненные чувством победного торжества жизни.
Просветленным мироощущением проникнуты и его городские зарисовки. Подобно Питеру Брейгелю Старшему, Грабарь любил изображать группы людей, оживленно идущих по свежему снегу.
Столь же хороши летние пейзажи Грабаря. Они будто дышат широтой русского раздолья.
Проникновенным трепетом наполнены изображения цветов – сирени и незабудок.
Новые грани таланта Грабаря раскрывают его портретные работы. Изображенные мастером персонажи полны оптимизма и пытливого интереса к жизни.
Вместе с тем, Игорь Эммануилович Грабарь внёс неоценимый вклад в сохранение культурного достояния России, становление и развитие музейного дела. При его деятельном участии были спасены многие культурные ценности, в том числе уникальные ярославские иконы. Но об этом в следующей статье.
P.S. Все снимки сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки