Найти в Дзене

Волшебник зимнего инея. На выставке картин Игоря Грабаря

В Ярославском художественном музее открылась выставка картин И.Э. Грабаря. Основу экспозиции составляют полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Афиша выставки Игоря Грабаря на Волжской набережной Ярославля
Афиша выставки Игоря Грабаря на Волжской набережной Ярославля

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) родился в Будапеште в семье православных русинов. Отец его, Эммануил Иванович - юрист по образованию, был одним из лидеров пророссийской партии в венгерском парламенте.

Постоянные преследования со стороны австро-венгерских властей вынудили Грабаря-старшего в 1876 г. вместе с семьей перебраться в Россию – в тихий уездный городок Егорьевск.

В выставочном зале
В выставочном зале

Здесь Игорь Грабарь два года проучился в местной прогимназии, а затем с золотой медалью окончил московский лицей Цесаревича Николая.

В 1889 г., по примеру отца и старшего брата Владимира, Игорь поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако в Северной столице его всё более увлекала стезя художника. Учёбу в университете он совмещал с занятиями рисованием и живописью, брал уроки у И.Е. Репина в Императорской Академии художеств. В начале 1890-х годов в журналах «Стрекоза», «Шут», «Будильник» и «Нива» появились его иллюстрации и критические статьи.

И.Э. Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904. Собрание Государственной Третьяковской галереи

В 1893 г. после окончания университета Грабарь отправился в большое турне по Европе: побывал в Риме, Флоренции, Париже и Берлине. Почти пять лет он провел в Мюнхене, где совершенствовал мастерство в студии известного живописца Антона Ашбе, словенца по происхождению.

В 1901 г. молодой художник возвратился в Россию, и сразу же громко заявил о себе рядом работ на выставке объединения «Мир искусства».

И.Э. Грабарь. Ямщик. 1904. Собрание Государственной Третьяковской галереи. (Изображен молодой ямщик по прозвищу Мишутка Арбуз, с которым Грабарь часто выезжал на пленэр)
И.Э. Грабарь. Ямщик. 1904. Собрание Государственной Третьяковской галереи. (Изображен молодой ямщик по прозвищу Мишутка Арбуз, с которым Грабарь часто выезжал на пленэр)

О Грабаре заговорили, как о мастере зимнего пейзажа. Французский импрессионизм в его творчестве получил самобытную, эмоционально окрашенную трактовку.

И.Э. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Угасающий день. 1904. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Угасающий день. 1904. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Так, если европейским мастерам зимний снег виделся лишь переменчивой фактурой, мимолетным капризом природы, то в передаче Грабаря он обретал силу ликующего светоча русского приволья.

 И.Э. Грабарь. Последний снег. Зима. 1931. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Последний снег. Зима. 1931. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Мартовский снег. 1921. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Мартовский снег. 1921. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Сияющий иней, морозная синева и мартовские сугробы придавали его полотнам мажорное звучание, извечно отрадное русской душе.

И.Э. Грабарь. Зимний пейзаж. 1954. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Зимний пейзаж. 1954. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Сам Игорь Эммануилович писал: «Вернувшись в Россию, я был несказанно потрясен красотой русского, и в первую очередь подмосковного, пейзажа… Нигде нет таких чудесных сплошь берёзовых рощ, таких восхитительных вёсен, золотых осеней и сверкающих инеев».

И.Э. Грабарь. Косые лучи. 1941. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Косые лучи. 1941. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Несомненно, одним из центральных полотен выставки является картина «Иней» из собрания Ярославского художественного музея. Березы в кружевном морозном убранстве завораживают зрителя своей красотой.

В своей «Автомонографии» Грабарь взволнованно отмечал: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как иней в солнечный день, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых в палитре не хватает красок» …

И.Э. Грабарь. Иней. 1906. Собрание Ярославского художественного музея
И.Э. Грабарь. Иней. 1906. Собрание Ярославского художественного музея

С неподражаемым мастерством художник изображал переливы солнечного света на мартовском снегу.

И.Э. Грабарь. Вечерние тени. 1947. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Вечерние тени. 1947. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Солнце поднимается. 1941. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Солнце поднимается. 1941. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Скромные сельские виды под его кистью превращались в образы, наполненные чувством победного торжества жизни.

И.Э. Грабарь. Березовая аллея. 1940. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Березовая аллея. 1940. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Просветленным мироощущением проникнуты и его городские зарисовки. Подобно Питеру Брейгелю Старшему, Грабарь любил изображать группы людей, оживленно идущих по свежему снегу.

И.Э. Грабарь. Проходной двор в Замоскворечье. 1941. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Проходной двор в Замоскворечье. 1941. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Столь же хороши летние пейзажи Грабаря. Они будто дышат широтой русского раздолья.

И.Э. Грабарь. На даче. 1954. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. На даче. 1954. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Ясный осенний вечер. 1923. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Ясный осенний вечер. 1923. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Дубок. Ольгово. Этюд к картине «Старый дом».1921. Собрание Ярославского художественного музея
И.Э. Грабарь. Дубок. Ольгово. Этюд к картине «Старый дом».1921. Собрание Ярославского художественного музея

Проникновенным трепетом наполнены изображения цветов – сирени и незабудок.

И.Э. Грабарь. Сирень и незабудки.1904. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Сирень и незабудки.1904. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Новые грани таланта Грабаря раскрывают его портретные работы. Изображенные мастером персонажи полны оптимизма и пытливого интереса к жизни.

И.Э. Грабарь. Портрет дочери. Морозное утро. 1934. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Портрет дочери. Морозное утро. 1934. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Портрет сына. 1935. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Портрет сына. 1935. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Портрет Валентины Ивановны Мещериной. 1931-1947. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Портрет Валентины Ивановны Мещериной. 1931-1947. Собрание Государственной Третьяковской галереи

Вместе с тем, Игорь Эммануилович Грабарь внёс неоценимый вклад в сохранение культурного достояния России, становление и развитие музейного дела. При его деятельном участии были спасены многие культурные ценности, в том числе уникальные ярославские иконы. Но об этом в следующей статье.

P.S. Все снимки сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки

И.Э. Грабарь. Старый сарай в морозный день. 1933. Собрание Государственной Третьяковской галереи
И.Э. Грабарь. Старый сарай в морозный день. 1933. Собрание Государственной Третьяковской галереи
Картина «Иней» в выставочном зале
Картина «Иней» в выставочном зале