А нету дождей-то! Откладываю несколько песен, откладываю, дождей все нет, а сентябрь походит к концу. Ну, согласитесь, странно же будет в октябре ставить песни про сентябрь. А если еще и октябрь выдастся сухим? В ноябре будем Сентябрь Козловского, например, слушать? Тоже ведь не правильно. А еще ведь внутреннее противоречие достает – ну, не скучаю я по сентябрьским дождям. От слова совсем. Росы такие обильные нынче в сентябре, что с крыш течет под утро, как будто на самом деле дождь всю ночь поливал. Грибам более чем. Я уж за ними зарекся ходить, так они сами прямо к дому подбегают – только возьми.
В общем, решил я дождиков сентябрьских не ждать, а прямо скопом три своих любимых сентябрьских дождливых песен на вас и пролить. Одно смущает – а ну как накликаю. Большого желания нет, но ведь в нашей песне примеры подобные водятся. Сами знаете, как Киреев про палатку свою зеленую на рассвете запоет, так дождь тут как тут. Но вариантов-то, похоже, не осталось. Пропадают же песни не востребованными, а этого допустить никак нельзя.
Одна из самых известных и красивых песен Вадима Егорова просто напрашивается. Ну в самом деле, нельзя же, чтобы сентябрь закончился, а Дожди Егорова так бы и не прозвучали! У него и так в асфальтовых зеркалах отражаться некому, так еще и сентябрь не отразится. Это, знаете, сразу Паровозик из Ромашкова вспоминается со своей потрясающей мудростью – этак ведь можно и на всю Осень опоздать. Он там, правда, на всю Весну опоздать боялся и очень переживал, но с некоторых пор начинаешь понимать, что опаздывать и на Осень, и даже на Зиму тоже не стоит. И не потому, что «у природы нет плохой погоды», а потому, что «мои года – мое богатство», и разбрасываться им бездарно совершенно не приемлемо. Какая-то осень ведь непременно станет последней, а ты, как дурак, ее и не запомнишь, поскольку опоздаешь. Оно конечно, Дожди Егорова – совершенно городская песня, а я нынешнюю осень и встретил и принимаю исключительно в лесу. Но это-то как раз – мелочи. Несущественная ерунда. Город уже совсем скоро меня дождется, я еще в нем не раз о своем любимом лесе вспомню. И под песню Вадима Егорова в том числе. Хотя это - исключительно городская песня.
Дожди-Сентябрь Дольского – тоже городская песня. И ее никак нельзя пропустить – это, считай, и сентябрь зря прошел. Тем паче, эту песню еще с августа уже стали заказывать. Похоже для многих из вас, друзья, с этой песней связано многое. Ну да и не удивительно, Сан Саныч Дольский тут вообще в почете. Даже с простой пейзажной лирикой. Впрочем, у Дольского почти не бывает простой пейзажной лирики. Он в любой пейзаж ухитряется вставить незаметно пару-тройку философских сентенций. Немного, конечно, в отношении дождей мы с Сан Санычем расходимся, как впрочем, и с Егоровым. Егоров откровенно любит дожди, Дольский о любви к этой сырости ни слова, но сам посыл – «ну вот наконец-то прохладная осень» мне не особо заходит. Не могу я сказать, что от тепла и солнца сильно устал и рвусь в сырость и холода – это чистой воды враньем будет, а с какого перепуга мне вам тут врать! Однако песня хороша. Очень хороша! И в версии Дольского, в песенной именно ипостаси, я тоже готов его дожди принять. Так-то меня больше всего греют дожди летние, а не осенние. Как я люблю стук капель по металлической крыше где-нибудь в июне или июле! Как спится под эту музыку сладко, как просыпаться здорово, когда знаешь, что с рассветом дождь прекратится и солнышко ласковой рукой вытрет все следы ночных слез природы!
Но, лето осталось в памяти. Хорошее было лето, доброе и ласковое, а осень приносит уже мудрость и понимание чего-то большего, чем просто ласка и нежность. Мой старый товарищ Гриша Данской еще в юности подметил важное и красивое:
В осеннем дожде есть особый минор,
какая-то моцартовская тоска,
и чайная ложка сердечных октав
Надо его Моцарт-минор, кстати, в список не забыть включить – хорошая песня, многими очень любима. Но не сегодня. Сегодня мудрый и заждавшийся осенней прохлады Дольский.
Ну и Козловский, конечно же! Его Сентябрь – это что-то невероятное для моих ровесников, да и для тех, кто помладше тоже. На самом деле, и более старшие КСПэшники тоже слушали эту песню с особенным выражением лица – видел. Лицо у них становилось под Сентябрь Андрея Козловского несколько растерянным - с одной стороны, несколько авангардно это для них звучало в те времена, вроде с потугой на разрушение традиций, а с другой, ну хорошо же! И написано хорошо, и спето здорово, и не подкопаешься – дескать, мы к другой песне привыкли.
Но это о тех, кто совсем-совсем традиционалистом был на исходе 80-х. Сейчас, как мне кажется, таких уже нет. Поэтический и музыкальный язык, зародившийся в 80-е сейчас уже сам по себе стал классикой и традицией. А уж для нас, для ровесников самого Андрея, его Сентябрь еще тогда стал откровением и ориентиром в нашей песенной культуре. Великая песня, чего уж. Меня не редко посещает крамольная мысль, что тогдашние его песни, и эта особенно – это и есть вершина его творчества, хотя он как писал, так и пишет, как выступал, так и выступает. Возможно, это просто возраст уже – не молодым людям песни их молодости завсегда роднее, но и какая-то доля истины тут тоже есть. Впрочем, судите сами: