Сегодня речь пойдет о детских ошибках в процессе обучения и о том, что они из себя представляют.
В идеальном мире ребенок идет в школу, начинает учиться и, конечно же, на одни «5», при этом он не делает ошибок или делает их малое количество. В реальности же – ошибки чаще всего обрушиваются на младшего школьника подобно девятому валу, сбивая с ног. И вот он – первый важный момент, момент истины (хотя основа этого момента будет заложена ребенку задолго до его начала учебы в школе родителями, нужно отдавать себе в этом отчет) – ЧТО и КАК услышит ребенок, совершая свои ошибки? От первого учителя в школе, от родителей дома? Именно ТО, что он услышит – и станет основой формирования его восприятия учебного процесса и отношения к нему через себя. Процесс постижения и одновременно самоидентификации.
Ошибки – незаменимая и важная часть учебного процесса, это наш индикатор усвоения знаний, помощник и друг. Без ошибок процесс обучения чему-либо был бы неполноценен. И отрицательно (и то - с натяжкой) относиться к этому явлению можно было бы только в одном случае: если бы мы все рождались уже с полностью сформированной базой знаний и навыков. Вот тогда ошибки бы означали, что в нашей голове происходит какой-то явный критический сбой системы.
Есть еще важный момент. Для подавляющего большинства детей работает печальная формула: “мои ошибки – это я”. Как вы думаете, откуда она берет истоки? Откуда вообще берется эта тотальная характеристика человека через его ошибки? За примерами не нужно ходить далеко: вспомните собственное школьное детство и любого из одноклассников, который плохо учился. Какая репутация среди сверстников у него была? Дурака, оболтуса, ленивого туповатого разгильдяя?
К сожалению, сейчас в школе мало что изменилось: ребенка, который регулярно получает плохие оценки, считают как минимум – глуповатым. Причем все, начиная с педагога и заканчивая одноклассниками. Работает жуткий закон «твои оценки = ты сам». В определенный момент ребенок начинает защищаться посредством этих оценок, потому что не может в одиночку справиться с общей установкой, с сильным давлением, транслирующим ему на каждом шагу: “ты дурак, потому и оценки у тебя плохие”. Все, ситуация закольцована. Бежать некуда, помощи ждать неоткуда. Психика уходит в режим самосохранения, выставляя вокруг колючий частокол.
Чаще всего именно в таком состоянии дети приходят ко мне. Вполне понятно, что от наших занятий они поначалу тоже ничего хорошего не ждут, просто продолжают защищаться по инерции.
Защита эта проявляется в разной степени, но чаще всего – страх ошибаться настолько сильно давит ребенка, что первые несколько занятий мы прорабатываем только эту тему. Без ее проработки очень сложно двигаться дальше.
Далее дети, почувствовав и приняв в свое сознание идею о том, что ошибаться – можно (!) и даже нужно (!!!) и это - абсолютно нормально, расцветают и раскрываются буквально на глазах. Их природный потенциал оживает, и вдруг оказывается, что нет проблем с памятью, нет проблем с логикой и вниманием, навыки и знания будто сами оживают.
Вся ситуация начинает выравниваться. Я каждый раз искренне этому рада, потому что это действительно важно!