Найти в Дзене

Фреска Цоя. Кто автор?

В эти летне-осенние дни двор легендарной котельной «Камчатка» в строительных лесах. Идёт волнительный для всех нас ремонт фасада дома на улице Блохина, 15. Волнительный, поскольку не совсем понятно, что останется от исторических фанатских надписей и граффити. Вернее, уже понятно. Не так много. Уже точно, что-то исчезло навсегда. Но подвести итог мы сможем лишь по окончании всех работ. Не тронута пока знаменитая фреска Виктора Цоя на трансформаторной будке. Это огромное 4-х метровое изображение, к которому сами идут ноги, когда оказываешься во дворе легендарной котельной. Своего рода икона, у которой подолгу стоишь, о чём-то думаешь, вспоминаешь…

Виктор с фотографии будто со всеми нами наблюдает за происходящим сегодня ремонтом. При этом, сама трансформаторная будка не относится ко двору дома. Отсюда маленькая надежда, что изображение не тронут.

Всё в строительных лесах и пыли, но барельеф Виктора Цоя надёжно защищён. Фото автора.
Всё в строительных лесах и пыли, но барельеф Виктора Цоя надёжно защищён. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

А когда же появился этот портрет? Давайте вспомним. Кажется, что он здесь был всегда. Но нет. Фреска, - а именно такое выражение часто встречается при упоминании этого изображения, - появилась совсем недавно – к 30-й годовщине гибели музыканта - 15 августа 2020 года. А теперь внимание: автор портрета - Никас Сафронов! Удивлены? Я – очень. Как же так? Это же известная фотография Игоря Мальцева! Оказывается, Никас Сафронов написал портрет Виктора Цоя с той самой фотографии Мальцева: "Виктор Цой у котельной "Камчатка". Затем команда компании "Urbanfresco" во главе с петербургским художником Олегом Лукьяновым оцифровала портрет и с помощью уникальной технологии (именно так прокомментировал сам Олег Лукьянов) и перенесла изображение на стену. Вот так. Это, если вкратце.

Напомним, что знаменитый уже сегодня снимок фотографа Игоря Мальцева сделан во дворе котельной предположительно осенью 1986 года. Виктор Цой по дороге к котельной. Фотограф будто попросил героя обернуться на мгновение - и мгновение застыло.

Маленькая ремарка. В 1980-х двор «Камчатки» сильно отличался от сегодняшнего благоустроенного пространства. Это сейчас мы приходим к клубу-музею с улицы Блохина, а сорок лет назад кочегары направлялись на работу с соседней улицы, - Зверинской, - проходя через арку дома 29. Далее наискосок по грязному двору через небольшой лаз в металлическом сетчатом заборе. Вот Цой на фотографии Мальцева как раз по дороге на работу (или с работы). В кадре та самая трансформаторная будка, на которой спустя 34 года появится знаменитое уже сегодня граффити. Знал бы Цой…

Тот самый портрет Виктора Цоя. Фото Игоря Мальцева.
Тот самый портрет Виктора Цоя. Фото Игоря Мальцева.
Место съёмки знаменитой фотографии. Фото автора.
Место съёмки знаменитой фотографии. Фото автора.

Вот примерно на этом месте и стоял Виктор Цой, когда его зафиксировала фотокамера Игоря Мальцева.  Фото автора.
Вот примерно на этом месте и стоял Виктор Цой, когда его зафиксировала фотокамера Игоря Мальцева. Фото автора.

Идея портрета принадлежит авторам проекта – «Urbanfresco» во главе с уже упомянутым художником Олегом Лукьяновым. Если коротко, то urbanfresco - это технология перенесения цифровой копии изображения (портрет, фотография и т.д.) на любую поверхность. В данном случае на стену.

Коротко о художнике. Свою деятельность Олег Лукьянов начал в 2017 году. Его работы - это «The Beatles» в арт-центре «Пушкинская, 10» (Лиговский. пр., 53), портрет Кита Флинта в соседнем дворе у магазина «Kastle Rock» (Лиговский пр., 47), портрет Игоря Талькова на Литейном, 37-39, двор граффити на Литейном, 61, персонажи шемякинского «Щелкунчика» во дворе Центра Михаила Шемякина на Садовой, 11, «Митьки» на Марата, 36-38… И это ещё далеко не полный список. Компания широко размахнулась - и славно. К слову, портрет Виктора Цоя на улице Восстания, 8 лит. Г. (тоже на трансформаторной будке) - работа других художников – «HoodGraff». Не путать.

Автор проекта "Urbanfresco" Игорь Лукьянов с Дмитрием Шагиным у граффити "Митьки" (арт-центр "Митьки"). Улица Марата, 36-38. Фото из открытого источника.
Автор проекта "Urbanfresco" Игорь Лукьянов с Дмитрием Шагиным у граффити "Митьки" (арт-центр "Митьки"). Улица Марата, 36-38. Фото из открытого источника.
Монтаж граффити. Видно, что портрет собирали по частям. Фото из открытого источника.
Монтаж граффити. Видно, что портрет собирали по частям. Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Портрет Виктора Цоя во дворе «Камчатки» это не единственная работа «Urbanfresco». Рядом с котельной на территории ограниченной улицами Блохина, Зверинская и Любанский переулок - сквер Виктора Цоя. Название официальное. Здесь до недавнего времени находилось бомбоубежище. Да. Прекрасно-печально известный клуб «Тоннель». Кстати, клуб по касательной связан с Цоем. Во-первых, одно время клубом руководил друг музыканта сегодня галерист, а в прошлом тоже музыкант Дмитрий Бучин. Во-вторых, одним из владельцев клуба являлся человек, который сегодня, по его собственным словам, арендует подвал бывшей котельной "Камчатка" - Алексей Сергиенко. "Тоннель" - дитя 1990-х. Уж, какое есть. Так или иначе - эпоха и уже история. Клуб закрылся. Бомбоубежище демонтировали. Хотя, в его стенах можно было сделать музей прекрасных 90-х. Сегодня здесь в планах спортивный бассейн. Может, и правильно. На том месте, где раньше рисковали здоровьем, теперь следует его поправлять. Посмотрим.

Бывший вход в бывший клуб "Тоннель". Фото автора.
Бывший вход в бывший клуб "Тоннель". Фото автора.

Так вот, сквер Виктора Цоя включает в себя и площадь над бывшим клубом-бомбоубежищем и проходом между улицами Блохина и Зверинская. Это своеобразный коридор, по одну руку которого уходящая в небо стена дома, по другую гаражи. На стенах этих самых гаражей к 60-летию (21 июня 2022 года) Виктора Цоя и появилась целая галерея из трёх портретов музыканта. Но... Двумя годами ранее здесь появился портрет Джона Леннона. Тоже к дате - 80-летию музыканта (9 октября 2020 года). Авторы - всё те же "Urbanfresco" во главе с Олегом Лукьяновым. А 28 октября 2020 года компанию Леннону составил Егор Летов. А вот теперь внимание. Это уже работа другого стрит-художника Олега Нилова. Таким образом образовалась своеобразная галерея героев: Леннон-Летов-Цой. Тем более, что корни творчества Цоя и Летова (к слову эти два культовых музыканта были знакомы друг с другом) по большому счёту уходят в музыку Битлз. Знатоки могут заклевать меня за это. Однако, находясь несколько в отдалении от людских глаз, эти «гаражные» граффити регулярно подвергаются вандализму. Что не скажешь о портрете Цоя во дворе «Камчатки» - всегда на виду. Здесь только попробуй, что сделать… Да... И портрет Джона Леннона сегодня утрачен.

Граффити регулярно разрисовывают. Сегодня это выглядит так. Фото автора.
Граффити регулярно разрисовывают. Сегодня это выглядит так. Фото автора.
Портрет Джона Леннона закрашен. Попросту говоря, уничтожен. Фото автора.
Портрет Джона Леннона закрашен. Попросту говоря, уничтожен. Фото автора.

Вернёмся к «Камчатке». Когда-то трансформаторная будка во дворе котельной представляла собой неприметное грязное кирпичное сооружение. Не более того. На фото ниже это хорошо видно. До портрета Цоя здесь уже имелось цветное граффити с логотипами клубов «Камчатка» и соседнего с провокационным названием «Чукотка» (логотипы и сейчас ещё частично остались). Перед трансформаторной будкой одно время находилась небольшая сцена для уличных концертов. «Чукотка» располагалась в соседнем подвале в углу двора. Такое соседство с легендарной котельной без сомнения было выгодно одному клубу и не вызывало взаимности у другого. Но «Чукотка» канула в Лету, и всё стало на свои места.

Вот так выглядела в конце 1990-х - начале 2000-х та самая трансформаторная будка, на стене которой в 2020 году появится портрет Виктора Цоя. Фото из открытого источника.
Вот так выглядела в конце 1990-х - начале 2000-х та самая трансформаторная будка, на стене которой в 2020 году появится портрет Виктора Цоя. Фото из открытого источника.
Двор "Камчатки". Конец 1990-х - начало 2000-х. Двор ещё без плитки - старый асфальт. Уже не "цоевская" эпоха, но ещё не современная. На стене брандмауэра ещё остаются трубы, которые вошли в легендарные кадры фильма "Рок". Фото из открытого источника.
Двор "Камчатки". Конец 1990-х - начало 2000-х. Двор ещё без плитки - старый асфальт. Уже не "цоевская" эпоха, но ещё не современная. На стене брандмауэра ещё остаются трубы, которые вошли в легендарные кадры фильма "Рок". Фото из открытого источника.

А это уже эпоха пресловутой "Чукотки". 2000-е. Фото из открытого источника.
А это уже эпоха пресловутой "Чукотки". 2000-е. Фото из открытого источника.

Перед трансформаторной будкой одно время находилась небольшая сцена для уличных концертов. Фото из открытого источника.
Перед трансформаторной будкой одно время находилась небольшая сцена для уличных концертов. Фото из открытого источника.

Вид на двор "Камчатки" из окна дома на Блохина, 15 - того самого бывшего уже общежития, которое обогревали легендарные кочегары. Фото автора.
Вид на двор "Камчатки" из окна дома на Блохина, 15 - того самого бывшего уже общежития, которое обогревали легендарные кочегары. Фото автора.

Сегодня это вот так. Пока всё на прежнем месте. Фото автора.
Сегодня это вот так. Пока всё на прежнем месте. Фото автора.
Сегодня граффити культового музыканта – знаковое место. Легендарное. Да… И прекрасная, очень глубокая фотография Игоря Мальцева. Казалось бы, обычная уличная съёмка, а сегодня уже история. Фото автора.
Сегодня граффити культового музыканта – знаковое место. Легендарное. Да… И прекрасная, очень глубокая фотография Игоря Мальцева. Казалось бы, обычная уличная съёмка, а сегодня уже история. Фото автора.
Миллион автографов поклонников под портретом Виктора Цоя. Фото автора.
Миллион автографов поклонников под портретом Виктора Цоя. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
"Цой - жив". Фото автора.
"Цой - жив". Фото автора.

Хочется завершить статью какой-нибудь доброй уютной фотографией. Например, вот этой. Назовём это фото "Чаепитие". Предположительно 1987 год.
Хочется завершить статью какой-нибудь доброй уютной фотографией. Например, вот этой. Назовём это фото "Чаепитие". Предположительно 1987 год.

Вот такой почти краткий рассказ получился у нас о портрете Виктора Цоя во дворе клуба-музея «Камчатка». Хотели сказать лишь пару слов об авторах, но немного увлеклись и отвлеклись. Не судите строго.

Спасибо всем за интерес и терпение!