В последней трети 20-го века в странах НАТО появилась мода на колесные танки - относительно легко бронированные машины с мощным противотанковым орудием. До недавнего времени участвовать им приходилось лишь в небольших локальных конфликтах в Индокитае и Африке против аборигенов, вооруженных в основном стрелковым оружием. Французские AMX-10 ограниченно применялись также в Ираке во время «Бури в пустыне» и Афганистане.
При этом классические танки - очень дорогостоящие в эксплуатации машины. Их трудно и дорого транспортировать к театру военных действий, для перевозки им нужны специальные тягачи. Их двигатели слишком прожорливы и быстро изнашиваются. Кроме того, при массовом использовании тяжелой гусеничной техники требуется организация огромной инфраструктуры по ее ремонту и обслуживанию.
Натовские стратеги полагали, что колесная бронетехника, хотя и не заменит полностью основные танки, также может быть полезна в более масштабных вооруженных конфликтах. Теоретически колесные танки можно было бы использовать:
- для оперативных десантов и быстрого развертывания, так как машины удобны и для перевозки, и для десантирования с воздуха;
- в разведывательных миссиях, причем отдельные цели колесный танк может уничтожить самостоятельно;
- для механизированных рейдов в глубине обороны противника;
- в «активной обороне» для оперативной ликвидации прорвавшихся через линию фронта групп противника.
В перечисленных случаях слабая защищенность колесных танков не была критическим недостатком, так как бросать их на хорошо вооруженные современными противотанковыми средствами подразделения противника не планировалось.
Родоначальником класса современных колесных танков принято считать французский AMX-10 RC. Машина вооружалась мощной 105-мм пушкой и была оснащена 300-сильным дизельным двигателем, автоматической коробкой передач, имела противопульную и противоосколочную броню из алюминиевого сплава.
Как раз броня танка и стала главным предметом его критики. В ответ французы усилили ее 10-мм стальными листами, после чего машина со всех сторон стала выдерживать огонь 14,5-мм боеприпасов КПВТ, а в лобовой проекции - еще и выстрелы 23-мм зенитных установок ЗУ-23-2.
Система управления огнем AMX-10 RC, кроме оптики наводчика с 10-кратным увеличением, получила режим «охотника», когда командир находит цель через панорамный прицел, фиксирует ее, после чего орудие автоматически разворачивается в нужную сторону.
Однако недавно НАТО все-таки получило возможность опробовать свои AMX-10 в реальных боевых условиях с технически развитым противником. Здесь французская техника, впрочем, как и вся натовская концепция применения колесных танков, показали свою полную несостоятельность. Несмотря на усиленное бронирование живучесть машины оказалась крайне низкой - одна из них и вовсе была уничтожена осколком разорвавшегося поблизости 152-мм снаряда, который, пробив алюминиевую броню, вызвал детонацию боекомплекта.
105-мм французская пушка AMX-10 может использовать лишь французские снаряды - унификации по боеприпасам с остальной техникой НАТО у него нет. Основной боевой танк Т-72 ей не по зубам, поэтому среди потенциальных целей могут выступать лишь БТР и БМП, но 105-мм орудие для этого явно избыточно.
К тому же при отсутствии качественных дорог AMX-10, как оказалось, легко вязнут. Так, колесные танки оказались совершенно бесполезными в наступлении из-за слабого бронирования и почти бесполезны в обороне по той же причине. В итоге, после настолько провального дебюта, разработка колесных танков в странах НАТО сегодня постепенно сворачивается.