Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818) можно назвать русским Леонардо да Винчи. Изобретения исследователя, изобретателя и инженера из далёкого прошлого порой опережали своё время. Его современники утверждали, что он даже смог подковать блоху. Работа с блохой не подтверждена историками, но в ту пору шло реальное обсуждение такого успеха изобретателя.
Подтверждённая история с подковыванием блохи относится к тульскому мастеру Николаю Сергеевичу Алдунину (1956-2009), ставшему первым в мире мастером, которому через 150 лет после выхода в свет сказа Лескова «Левша» удалось подковать настоящую реальную блоху, а не механическую, как «Левша». Эта подкованная блоха находится в тульском музее, где сегодня её может увидеть любой человек.
Сегодня мы поговорим о пяти чертежах, оставшихся после жизни признанного гения. О чертежах, подробно описывающих невероятные изобретения, которые могли действительно сильно изменить облик царской России XVII века.
1. Механический протез
Годы жизни Ивана Петровича пришлись на конец XVII – начало XVIII. То есть на те годы, когда государства Европы вели беспрестанную войну, а солдаты тысячами становились калеками с ампутированными конечностями, после каждого похода либо сражения.
Именно поэтому один из чертежей Кулибина содержал сведения об уникальном протезе, который собрал инженер в 1791 году для своего товарища, поручика Непейцына. Несмотря на то, что петербургские хирурги очень высоко оценили изобретение Ивана Петровича, протез так и остался в единственном экземпляре, так как был невероятно сложен в изготовлении.
2. Кресло, выполняющие функции лифта
Считается, что впервые лифт изобрёл американский изобретатель Элиша Грейвс Отис несколько позже жизни Кулибина. И это действительно так. Но и Иван Петрович серьёзно задумывался над возможностью автоматически доставлять пассажиров на верхние этажи, из-за чего в запасах русского инженера был найден чертёж интересного кресла, которое, судя по расчётам, могло поднимать вверх, при помощи хитроумного шестерёночного механизма, сразу двух крупных мужчин.
Что интересно – такое кресло действительно было собрано в единичном экземпляре и было установлено в Зимнем Дворце для личных нужд сударыни-императрицы, Екатерины II.
3. Устройство автоматического перемещения судов
Сложное устройство автоматического перемещения речных судов против течения могло раз и навсегда оставить труд бурлака в прошлом. Судно имело два колеса с лопостями по бокам, соединённых меж собой валом, на который наматывался трос с якорем на конце. Таких якоря было два. Один якорь на шлюпке заводился впереди судна и опускался на дно. После зацепа, течение вращало лопостные колёса, и якорный трос наматывался на их вал, подтягивая судно к якорю против течения по типу лебёдочной тяги. Когда судно подтягивалось к якорю, второй якорь на шлюпке успевали заводить на следующий отрезок пути, и так далее.
Изобретение было успешно испытано, однако имело ряд своих недостатков, поэтому ему не дали ход.
4. Световое устройство связи
Задолго до телеграфа, Иван Петрович задумался о том, как быстро и без потери данных передавать информацию на большие расстояния. В результате умственных изысканий родилась идея строительства сети башен, которые могли передавать друг другу систему определённых символов, в чём-то напоминающую азбуку Морзе.
И если сама такая идея, при помощи зеркальных бликов передавать информацию на расстояние, далеко не нова, то вот дополнительная идея создания структурированного, проработанного, механического языка на долгие годы опередила своё время.
5. Самоходка с педальным приводом
Уже в 1791 году Иван Петрович предложил опытный образец особой тележки на два пассажира, которая приводилась в движение при помощи специальных педалей, специальным человеком сзади. Тележка была весьма современной – с тормозом и рулём, что по тем временам было не только диковинкой, но и настоящим технологическим прорывом.
Вот таким был известный российский изобретатель, Иван Петрович Кулибин.