Недавно вспоминала, как мы неделю отмывали с мочалками детей перед интервью в школе, и заодно решила ответить на поступивший вопрос - а по каким критериям отбирают детей в частные школы Египта?
Для начала расскажу про школы в Египте - платные и бесплатные
В Египте есть государственные школы с обучением на арабском, и они условно бесплатны - платишь символическую цену, как у нас за учебники.
Но средний класс и выше предпочитает отдавать в частные - там основные предметы ведутся на английском языке плюс несколько дисциплин на арабском. Частные школы делятся на два вида - нешнл (национальная программа) и интернешнл (иностранная программа обучения). В интернешнл самые популярные - британская и американская системы.
Стоимость школ нешнл и интернешнл отличается в разы. И если нешнл может позволить средний класс, то интернешнл - только для "верхов". В то же время интернешнл - это показатель статуса семьи, и часто отдают туда только ради престижа.
Мест мало - желающих много
Школу нешнл могут себе позволить многие: в прошлом году стоимость обучения в Каире составляла в среднем 1000 долларов в год, но после обвала курса доллара стало 600 -700 долларов.
И тут встает резонный вопрос - а кого брать? Желающих обычно больше, чем количество мест.
Формально все происходит так же, как и в других странах - каждый желающий подает заявку, дети проходят конкурсный отбор, по результатам которого выбираются ученики.
Но Египет не так прост, как кажется на первый взгляд. Детей формально тестируют, но главное - чтобы родители прошли конкурсный отбор.
Что важно для частных школ в Египте:
- Кто родители - это самый главный момент. Требуется указать место работы, образование родителей и (внимание!) предоставить диплом об окончании ВУЗа для обоих родителей. Кстати, это становится часто проблемой для русско-египетских союзов, где супруга только при поступлении в школу узнает, что муж-то у нее придумал себе университетское образование для важности, а на деле нет его, и в школу поэтому брать их ребенка не хотят.
- Знание родителями английского языка. Желательно обоими. Здесь все понятно - родители, не говорящие или плохо говорящие по-английски еще с самых младших классов не смогут помогать детям в учебе, и скорей всего прогресс будет так себе. Не говоря уже о выполненных домашних заданиях.
- Занимаются ли дети спортом. На самом деле важен не совсем спорт. Просто почти все спортивные секции в Египте работают при спортивных клубах, а само членство в любом из клубов - это показатель уровня семьи.
В конечном счете устраивают не столько конкурс среди детей, сколько конкурс среди родителей - стараются выбрать лучших из представленных.
Кстати, в интернешнл школах проблем с местами обычно нет, все-таки сказывается стоимость обучения. Но! Туда тоже абы кого не возьмут, даже если этот "абы кто" придет с набитым кошельком. Просто потому, что другие родители выскажут свое "фи", если окажется, что их чадо учится с сыном крестьянина, которому удалось разбогатеть. И скорей всего переведут своего ребенка в другую школу. В Египте как нигде важен не столько уровень благосостояния, сколько социальный статус семьи.
Как мы поступали в школу
Про старшего говорить не буду сейчас, так как мы переезжали из Дубая, приехали поздно, мест нигде не было, арабский он не знал, поэтому вопрос решали через министерство образования. Здесь я рассказывала об этом чуть подробнее, как наши дети оказались в разных школах:
А вот с близнецами мы прошли весь формальный путь от начала и до конца:
- Сначала муж съездил один и подал заявки
- Нам назначили интервью на определенный день, сказали привезти все документы Попросили заполнить анкеты на английском (каждый заполняет свою - мама и папа). Там было много неформальных вопросов - например, как вы проводите свободное время, занимаетесь ли спортом, какие книги любите. По большому счету мне показалось, что проверяют уровень письменного английского.
- Когда мы отдали документы, неожиданно меня озадачили: "расскажите о себе". Я даже растерялась - с какого этапа начинать и насколько подробно посвящать в свою биографию. Вроде бы рассказала. Потом тот же самый вопрос мужу - и тоже на английском.
- Далее повели детей в комнату, где им давали разные тесты где-то на час. В итоге одна вредная тетенька заявила, что из-за русского языка у них арабские звуки неправильные, сказала потренироваться еще, дома исключить русский язык и прийти через 3 недели на повторное тестирование.
- Русский мы конечно же не исключали, взяли два урока с репетитором арабского для проформы, ну и пришли через три недели - мне казалось, что у них такой же уровень как и был, Но в итоге нам сказали, что нас берут. Думаю, тетеньке просто не нравилось, что мы говорим по-русски.
- Последний этап - интервью с директором школы. На интервью должны были приехать и оба родители, и дети. Директор долго добивалась от детей, как же все-таки по-английски будет "клубника", а они упорно не отвечали даже на подсказки директора (хотя мне казалось, они это знают). В итоге я сказала, что само слово для 4-леток сложное (strawberry), а другие фрукты они ответят. Сошлись на том, что апельсин - это orange, и нам торжественно сообщили, что мы приняты.
Да, и в итоге отвечу еще на один вопрос, который мне задали - а что, действительно более светлых детей берут в школу более охотно? Я бы ответила на этот вопрос скорее нет, чем да. То есть на цвет кожи не смотрят, смотрят первым делом на уровень семьи. Но! Каждой школе приятно, когда у них учатся иностранцы - это показатель престижа школы. Ну а я иностранка, а дети после моря сильно загорели и не выглядели как иностранцы, поэтому свекор посоветовал в течение недели тереть их с мочалкой и смывать загар, чтобы их "иностранные корни" подчеркнуть 😁