Найти тему
Cай-фай ревью (SFR)

«Любовники» — антипуританская ксенофантастика Фармера

Американский писатель Хосе Филип Фармер в первую очередь широко известен как автор произведений, где, возможно, впервые для фантастики так откровенно затрагивались вопросы интимных отношений, а также как создатель пародий.

При этом у Фармера действительно есть любопытные произведения, однако он ранее на канале не появлялся. Исправим. И начать предлагаю с произведения, с которым связан первый писательский успех.

Фрагмент изображения с обложки «Любовников» от АСТ.
Фрагмент изображения с обложки «Любовников» от АСТ.

Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

Речь пойдёт о «Любовниках» (в ориг. Lovers). Другие возможные переводы названия на русский — «Любящие», «Влюблённые», «Любовь зла» (!), «Грех межзвёздный» (!!!).

В 1952 году в палп-журнале Startling Stories вышла повесть Фармера «Любовники», которая впоследствии принесла писателю его первую премию «Хьюго». Такой успех сподвиг его бросить работу на заводе и наконец-то профессионально стать писателем. Пусть этот не был простым и лёгким для Фармера, однако к первому успешному произведению он всё равно возвращался и даже не раз.

Через девять лет переработанные до полноценного романа «Любовники» вышли отдельной книгой. А в 1979 году вышло ещё одно переработанное издание романа в «окончательном» варианте.

При этом «Любовники» входят в цикл «Церство» (ещё возможен перевод «Церкводарство», «Госуцеркство», в ориг. Sturch = State + Church).

Церство — определяющее понятие созданного Фармером фантастического мира далёкого будущего. Череда исторических событий, разрушительных конфликтов и сотни лет социальных потрясений приводят к тому, что на Земле фактически остаются лишь три крупные политические силы. На территории современных Штатов устанавливается теократический строй, названный Церством, в рамках которого государственные и религиозные органы фактически сливаются, а граждане оказываются зажаты в тисках строгого надзора за личной и общественной жизнью.

Главного героя «Любовников» — лингвиста Хэла Ярроу — тяготит жизнь в таких условиях. Ему не хочется ложиться в постель, в которой до него спала другая семья — жильё используется посменно. Его карьера всегда под угрозой из-за возможных обвинений в грёзах о псевдобудущем. Ему невыносим брак с женщиной, чьи исповеди у закреплённого за семьёй священнослужителя граничат с доносами.

Поэтому Ярроу с готовностью покидает планету, когда появляется возможность стать участником экспедиции к далёкой планете, заселённой инсектоидами.

Однако цели у землян совсем не гуманные: учёным поручено подготовить биологическое оружие, которое уничтожит населяющих планету жуков. Поэтому и понадобился лингвист: ему предстоит вместе с другими исследователями втереться в доверие к инсектоидам, влиться в их общество, чтобы сделать необходимые для биооружия анализы.

Однако на планете Ярроу мало того, что слишком вливается в общество жуков (местами куда больше похожее на наше, чем Земля будущего), а также встречает девушку — потомка колонистов с Земли, ранее посещавших эту планету, а теперь малыми группами живущих в необитаемых частях планеты инсектоидов.

Фрагмент обложки номера Startling Stories, в котором впервые печаталась повесть Фармера.
Фрагмент обложки номера Startling Stories, в котором впервые печаталась повесть Фармера.

Их отношения стремительно развиваются, и вот уже Ярроу думает о том, как скрыть эту порочную, но такую понятную и желанную связь, грозящую поставить под угрозу не только его положение и карьеру, но и жизнь вообще.

В «Любовниках» Фармер затрагивает темы, которые позднее будет развивать и в других произведениях. В первую очередь это, конечно же, половые отношения, а также связанные с ними биологические аспекты. По современным меркам ничего откровенного в романе, как мне кажется, нет, однако смею предположить, что в начале 50-х такой текст мог привлечь (или оттолкнуть) широкую публику смелостью образов и тем.

Фармер уделяет огромное внимание противопоставлению условно «нормального» общества, если это вообще применимо к инсектоидам, и пуритантского теократического общества на Земле, основанного на суровом, противоестественном и противоречивом учении.

Писатель не зарывается в бытописание, но мы многое узнаём о всеобщей атмосфере доносительства, забитости, неудовлетворённости (в духовной сфере, в семье, на профессиональной стезе, в самореализации и проч.), а также о жёстком информационном дефиците.

Немало уделяется внимания и ксенобиологии, что, вероятно, в сочетании с предыдущей темой и яркими религиозными образами и стало такой термоядерной смесью, обеспечившей внимание и успех творчества Фармера.

На русском книга издавалась несколько раз, в том числе пару лет назад «Любовники» вышли вместе с другим романом — «Плоть», в котором можно увидеть, как Фармер успешно эксплуатирует приём, показывая общество с причудливо развитым культом плодородия. Но о нём как-нибудь в другой раз.

Резюмирую: «Любовники» — глубокая и откровенная (но точно не пошлая) антиутопия, которая рассказывает о кризисе личности, которая зажата тисками тоталитарного ханжества Церства, но расцветает благодаря простому теплу человеческой любви... пусть и на чужой планете разумных жуков.

Знакомы ли вы с «Любовниками»? А с другими книгами Фармера? Я читал у него совсем мало, потому буду рад любым рекомендациям и отзывам.