Найти в Дзене
Зоя Belaya

Гюмри не забуду никогда. Чем запомнился город

Гюмри был выбран первой точкой поездки из Еревана. В центральной части города мы сели в микроавтобус и отправились в путь. Экскурсия проходила на трех языках: английском, русском, армянском. Все прелести дороги вкусили довольно быстро, - трасса в ямах, ухабах, пыли, поэтому первой технической остановке была бесконечно рада. Знакомство с городом началось на окраине, у Черной крепости. Крепость напомнила мне форты Кронштадта, была построена для защиты от турок, граница с которыми проходила в 10 километрах. Прогулка длилась недолго, и нас повезли в музей городского быта и истории. Англоязычную часть группы забрали сразу, остальные слонялись по двору, а я начала жалеть о потерянном времени. К нам вышел седовласый импозантный мужчина и со словами: «Русские, за мной», увлек нас в дом, где когда-то жила одна из богатейших семей города. Как выяснилось позже, экскурсовод музея работал в Солнцево учителем истории; был краток, ироничен и интересно рассказывал. Солнце стремилось в зенит, когда мы

Гюмри был выбран первой точкой поездки из Еревана. В центральной части города мы сели в микроавтобус и отправились в путь. Экскурсия проходила на трех языках: английском, русском, армянском.

Все прелести дороги вкусили довольно быстро, - трасса в ямах, ухабах, пыли, поэтому первой технической остановке была бесконечно рада.

Знакомство с городом началось на окраине, у Черной крепости. Крепость напомнила мне форты Кронштадта, была построена для защиты от турок, граница с которыми проходила в 10 километрах. Прогулка длилась недолго, и нас повезли в музей городского быта и истории.

Во дворе музея истории и быта Гюмри
Во дворе музея истории и быта Гюмри

Англоязычную часть группы забрали сразу, остальные слонялись по двору, а я начала жалеть о потерянном времени. К нам вышел седовласый импозантный мужчина и со словами: «Русские, за мной», увлек нас в дом, где когда-то жила одна из богатейших семей города.

Как выяснилось позже, экскурсовод музея работал в Солнцево учителем истории; был краток, ироничен и интересно рассказывал.

Церковь Св. Спасителя 1858-1873 (фото со стенда музея)
Церковь Св. Спасителя 1858-1873 (фото со стенда музея)

Солнце стремилось в зенит, когда мы вышли на главную площадь Вардананц (пл. Свободы). Сопровождающий повел нас вперед к зданию администрации и памятнику полководцу 5 века Вардану Мамиконяну.

У восстановленной церкви Сурб Аменапркич
У восстановленной церкви Сурб Аменапркич

Пока шел рассказ, я оглядывалась на церковь Всеспасителя – Сурб Аменапркич, сложенную из черного туфа с оранжевым обрамлением, рядом стояли купола, которые пали первыми при землетрясении 88-го года.

Фото храма до и после 1988 года
Фото храма до и после 1988 года

Гюмри оказался уютным, с центральной площадью едва ли не больше Дворцовой, с храмами утопающими в зелени и в меру оживленным центром. В городе почти не осталось и следа от событий прошлого века.

Напротив церкви Всеспасителя стоит Черная церковь, церковь Святой Богородицы Семистрельной, некогда главный собор Александрополя. В молельном зале есть иконостас, что нехарактерно для армянских церквей. Христианство в Армении - отдельная ветвь; церковь более демократичная, крестятся армяне иначе, не все церковные праздник совпадают с нашими, в другие подробности не вникала.

Главный храм Гюмри "Семь ран", Черная церковь
Главный храм Гюмри "Семь ран", Черная церковь

Спитакское землетрясение докатилось до Ленинакана (Гюмри), оно было не долгим и более разрушительным. Первыми рухнули современные здания и купола церквей, старый город уцелел частично. Мы не услышали имен архитекторов и проектировщиков – город строили местные мастера.

Одна из улиц Гюмри
Одна из улиц Гюмри

Восстановить Ленинакан планировали за три года, но выход республики из состава СССР затянул строительство на долгие годы. На окраине сохранились бытовки, в них до сих пор живут люди. Гид сказал, что когда давали квартиры, люди их продавали и оставались в родном городе.

Иголка и нитка на фасаде дома как символ того, что город "сшивали" после землетрясения
Иголка и нитка на фасаде дома как символ того, что город "сшивали" после землетрясения

Гюмри возник на месте поселения Кумайри. В первой половине 19 века эти земли были присоединены к Российской империи и город назвали Александрополь в честь супруги Николая I. После революции город переименовали в Ленинакан.

На одной из улочек сохранился особняк Доброго утра. Фасад украшен медальонами в которых легко увидеть зеркало и полотенце. Гюмрийцы веселый народ, поэтому увидев архитектурные детали, напоминающие туалетные принадлежности дали дому такое название. После землетрясения сохранился только фасад, помещения и внутренний дворик были разрушены.

Особняк Доброго утра
Особняк Доброго утра

Останавливались около квартиры-музея Фрунзика Мкртчана. Актер советского кино родился в Ленинакане, его здесь помнят, напротив театра установлен памятник.

У дома-музея Фрунзика Мкртчана
У дома-музея Фрунзика Мкртчана

Мы шли маленькими улочками, - чуть вверх, чуть вниз, пока не подошли к памятнику мушурбе – булькающему кувшину – своеобразному символу города. Кувшин делают несколько мастеров и приобрести его в качестве сувенира оказалось не просто. Когда наливаешь из мушурбы воду, образуются пузырьки, которые издают булькающие звуки, секрет скрыт в «конструкции» дна кувшина.

Памятник булькающему кувшину, мушурбе
Памятник булькающему кувшину, мушурбе

Рядом с пешеходной улицей Абовяна, находится парикмахерская «Люкс», которая открыта только для мужчин. Парикмахерской более 80 лет. В ней сохранились интерьеры минувшего века и низкие цены (стоимость стрижки 200 рублей).

Парикмахерская "Люкс" справа
Парикмахерская "Люкс" справа

Прогулялись по улице Абовяна - старейшей улице города. Иногда ее называют Первой, потому что именно здесь находится первая аптека города, первый кукольный театр, дома-музеи армянских поэтов, баня.

Пешеходная улица Абовяна
Пешеходная улица Абовяна

Здесь же памятник Кирку Кркоряну – американскому миллиардеру, армянского происхождения, оказавшего помощь в восстановлении Ленинакана; псевдоаутентичная лавка с сувенирами, питьевые фонтанчики, кафе.

Памятник Кирку Кркоряну на улице Абовяна
Памятник Кирку Кркоряну на улице Абовяна

В свободное время мы еще погуляли по улицам и вернулись к церкви Всеспасителя. Хотела подойти ближе к памятнику жертвам землетрясения и прочитать памятные надписи.

Чем больше я смотрела на памятник, тем больше проникалась событиями почти 35-летней давности. Споткнулась взглядом о босую ногу и собаку-спасателя и вся неотвратимость пережитого людьми стала осязаема.

Декабрьским утром, еще спящий город почувствовал толчки, эпицентр находился в Спитаке. Ленинакан испил свою чашу до дна, толчки достигали 10 баллов.

Памятная доска о событиях 1988 года
Памятная доска о событиях 1988 года

Н.И. Рыжков (председатель Совета Министров до 91 года) много сделал для города, часто приезжал сам, контролировал восстановление. В Гюмри Рыжкову поставили памятник, и одна из улиц носит его имя.

Спасибо, что прочитали!