25 сентября 1906 года в Петербурге родился Дмитрий Шостакович, один из величайших композиторов и пианистов, навеки вписавший свое имя в историю музыки. Продюсер Дмитрий Мильков рекомендует пять произведений Шостаковича и приглашает вновь переслушать их.
— Дмитрий Шостакович, бесспорно, крупнейшая фигура в русской да и в мировой музыке ХХ века. Очевидно и то, что говорить можно как о величии творчества Шостаковича, так и о величии его личности, величии его судьбы. Шостакович родился в 1906 году и скончался в 1975-м, прожив вроде как не столь длинную жизнь. Однако эти годы вобрали в себя почти весь советский период российской истории, со всеми его горестями и радостями, страхами и надеждами, испытаниями и искушениями, победами и разочарованиями, взлетами и падениями.
Знаменитое ахматовское «я была тогда с моим народом» в полной мере относится и к Дмитрию Шостаковичу. Его судьба — словно слепок эпохи. Студентом консерватории голодал в послереволюционном Петрограде. Страстно увлекался новизной форм и попал за то под унизительную обструкцию в середине 30-х. В середине 40-х был обвинен в «буржуазном формализме» и уволен сразу из двух консерваторий — Московской и Ленинградской… Чудом избежал более тяжелых репрессий, чтобы впоследствии получить Ленинскую и пять Сталинских премий. В конце 50-х и в 60-е служил секретарем Союза композиторов СССР и первым секретарем Союза композиторов РСФСР. Подрабатывал тапером на киносеансах, удостоился звания Народный артист СССР и дважды номинировался на премию «Грэмми». Пережил официальный запрет ряда своих сочинений и исполнение своей музыки на главных сценах страны. Блистательная Галина Вишневская говорила, что по биографии и судьбе Шостаковича вполне можно изучать непростую историю нашей страны.
Рекомендовать Шостаковича к прослушиванию не так-то просто. Писал он и популярные песни — «Нас утро встречает прохладой…», например, или «Родина слышит, родина знает…», однако в первую очередь Шостакович — автор музыки далеко не простой. В его симфониях и операх нечасто встречаются отрывки, которые можно насвистывать между делом. Но несколько рекомендаций мы все же попробуем дать.
«Леди Макбет Мценского уезда» (1934 год)
Опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» создана по мотивам одноименной повести Николая Лескова. В основе сюжета (по отношению к тексту Лескова сюжет слегка изменен) — история необузданной любовной страсти, насилия, супружеской измены, предательства, двойного убийства… Любовь и кровь присутствуют на сцене в большом количестве. Но оперу Шостаковича смотреть, конечно, несколько сложнее, чем фильм Тарантино. «Леди Макбет Мценского уезда» — опера весьма экспериментальная, и ждать от нее череды сладкозвучных арий не приходится.
Смелая по своей художественной форме опера послужила причиной и/или поводом для травли Дмитрия Шостаковича, которая могла закончиться поистине трагически — Шостакович в те дни держал наготове у себя дома чемоданчик со сменой белья на случай ареста. Разгромная статья в газете «Правда» под названием «Сумбур вместо музыки» (январь 1936 года) положила начало многочисленным нападкам на Шостаковича в советской прессе тех лет, жестким обвинениям композитора в «формализме» и «антинародном» характере творчества. Опера была запрещена, и следующая ее постановка в изначальной авторской версии состоялось в Лондоне аж в 1978 году, спустя более 40 лет после запрета в СССР.
У нас в стране сценическая жизнь «Леди Макбет Мценского уезда» была восстановлена в 1980 году в Большом театре в Москве, а в 1996 году она была поставлена в Мариинском театре.
Сегодня вы можете легко найти в Сети великолепную запись оперы (2020) в постановке Московского театра «Геликон-опера» (режиссер-постановщик Дмитрий Бертман, дирижер Валерий Кирьянов). Вы также можете посмотреть постановку (2006) Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (режиссер-постановщик Генрих Барановский, дирижер Теодор Курентзис), в которой действие оперы перенесено в наше время. Посмотрите и сами сделайте вывод, чего в опере Шостаковича все-таки больше — «музыки» или «сумбура».
Симфония № 5 ре минор, op. 47 (1937)
Знаменитая Пятая симфония стала своеобразным ответом Шостаковича на разгромную критику 1936 года. Премьера симфонии прошла с колоссальным успехом — зрители аплодировали более получаса. Возможно, она спасла автора от дальнейшего ужесточения репрессий — убийственная критика творчества в те годы вполне могла оказаться убийственной в прямом смысле этого слова. Удивительным образом и совершенно виртуозно Шостакович следует классическим симфоническим канонам (все «как принято»), отдает дань официальным пристрастиям тех лет (все «как положено») и, между тем, нисколько не изменяет ни своему таланту, ни своей оригинальности. В каком-то смысле — гениальная музыка, написанная на потребу дня. Такое получается ох как не часто!
Мнение о том, что Пятая симфония Шостаковича — удивительный по своей мощи музыкальный портрет своего времени, можно назвать общепринятым. Сам автор также неоднократно обращал на это внимание. Между тем (а как же иначе!) восприятие этого портрета, эмоции и раздумья от его «лицезрения» могут быть весьма различными. До сих пор остается актуальным спор, трагичен или оптимистичен финал этого произведения. Если вы возьмете труд прослушать Пятую симфонию, у вас появится шанс на свое мнение по этому поводу.
Симфония № 7 («Ленинградская») до мажор, op. 60 (1941)
Седьмая («Ленинградская») симфония Шостаковича — разговор особый. Музыка великолепная. Но… Здесь хочется в первую очередь обратить внимание на драматургию ее создания и исполнения. Об этом можно (и нужно!), как говорится, «снимать кино». Поистине героическая история, выходящая далеко за рамки истории симфонической музыки.
Шостакович встретил начало Великой Отечественной в Ленинграде. Несколько раз пытался уйти добровольцем на фронт, но так и не попал туда по состоянию здоровья. Служил на строительстве оборонных сооружений, в составе пожарной команды противовоздушной обороны. Летом 1942 года, после того как Седьмую исполнил Лондонский симфонический оркестр, журнал Time вышел с фотографией Шостаковича на обложке: великий русский композитор в пожарной каске и комбинезоне.
Первые три части четырехчастной симфонии были написаны Шостаковичем в сентябре 1941-го в блокадном Ленинграде. Закончена симфония была уже в Куйбышеве (Самара) в эвакуации.
Премьера Седьмой симфонии состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года и транслировалась как на территорию СССР, так и за рубеж. В Москве «Ленинградскую» сыграли 29 марта. Но главное, пожалуй, и уж точно самое драматическое исполнение состоялось в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии (оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг). Во время репетиций некоторые музыканты умерли от голода, многих отозвали для исполнения симфонии прямо из военных частей. Исполнение Симфонии № 7 в осажденном городе явилось истинным подвигом, примером удивительной несгибаемости духа и воли. Сегодня на здании филармонии установлена мемориальная доска, напоминающая об этом событии.
Замечу, что с исполнением Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде связано еще одно чудо: чудо создания в Ленинграде по инициативе Евгения Линда действующего и по сей день музея «А музы не молчали...» при средней школе № 235 на реке Пряжке. Открытый в 1968 году музей подробно рассказывает о жизни искусства в блокадном Ленинграде. В его коллекции около 20 тысяч подлинных документов, включая инструменты, на которых играли музыканты 9 августа 1942 года, стулья из Ленинградской филармонии, на которых они сидели в тот вечер, концертный фрак и дирижерская палочка Карла Элиасберга. Послушайте симфонию. Сходите в музей.
Струнный квартет № 8 до минор, op. 110 (1960)
Струнный квартет № 8, наверное, самый известный из пятнадцати струнных квартетов в наследии Шостаковича. У него есть название: «Памяти жертв фашизма и войны». Но… Это своеобразный музыкальный личный дневник, своеобразная музыкальная автобиография, исповедь, авторский монолог… Сам Шостакович писал своему другу: «Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». На протяжении всего сочинения в музыкальную ткань вплетена музыкальная монограмма композитора — мотив из четырех звуков, составляющих латинские инициалы Дмитрия Шостаковича (переведенные на ноты буквы DSCH дают ре, ми-бемоль, до, си). Потратьте 20 минут на прослушивание этого чудесного сочинения.
Вальс № 2 (1938)
Сегодня Вальс № 2 (за рубежом его нередко называют «Русский вальс»), наверное, самое известное (популярное) сочинение Дмитрия Шостаковича в мире. Точная дата создания этого сочинения не известна (видимо, вторая половина 30-х). Его музыкальный характер весьма непохож на то, что мы видим в творчестве Шостаковича в целом. Вальс № 2 традиционно включают в состав «Сюиты для джаз-оркестра» («Джазовая сюита»), но история самой сюиты — штука весьма запутанная. Порой говорят, что Вальс № 2 вообще есть некая шутка великого композитора. Однако… Во все это можно и не углубляться. Вальс просто блистательный, изумительный!
Популярностью вальс Шостаковича во многом обязан кино. Что, как не кино, верный путь к широкой аудитории! В 1955 году кинорежиссер Михаил Калатозов, автор великого фильма «Летят журавли», включил Вальс № 2 в свой фильм «Первый эшелон». Стэнли Кубрик начинает и заканчивает «Русским вальсом» свой киношедевр «С широко закрытыми глазами». После выхода на мировые экраны этого фильма судьба Вальса № 2 была решена. Так что слушайте — и получайте удовольствие!
#этонадослышать