Когда произошёл раскол СССР, отечественная киноиндустрия очень низко пала: фильмы снимали преимущественно про бандитов, деньги и «гламурную жизнь» – на злобу дня, так сказать. Ни о какой-либо душевности или глубоком сюжете речи практически не шло. Лишь единицы кинокартин того времени ушли в народ и стали подлинной классикой – остальные же «шедевры» зарекомендовали себя исключительно как «проходные». Такая участь постигла и «Американского дедушку» 1993 года, которого публика запомнила всего по двум причинам: в ленте прозвучали действительно приятные песни Вячеслава Добрынина, а сама она стала последней в фильмографии Евгения Леонова.
Не всегда у актёров есть выбор – даже если это прославленные советские кумиры. В 90-х многие заслуженные артисты остались без работы и средств к существованию. Помимо всего этого, Евгений Павлович был тяжело болен... Пожалуй, это сыграло ключевую роль в том, что он пошёл на столь рискованный шаг: в конце концов, его роль в фильме «Американский дедушка» по сей день воспринимается публикой неоднозначно – некоторые разочаровались в кумире, в то время как другие искренне ему сочувствовали...
«Ни лучше ни хуже»: рецензия от FUZZ MUSIC
«Американский дедушка» – российский художественный фильм 1993 года, яркий отголосок 90-х, в котором Евгений Леонов сыграл главную роль (непосредственно самого «дедушку», Серафима Терентьевича Гоголева). По сюжету, он возвращается из США на родину, дабы «занять одну землю со своими предками». В прошлом миллионер, всё своё состояние Гоголев пожертвовал собачьему приюту. Теперь всеми вопросами «предстоящей панихиды» занимается его правнук Гоша. Однако – в конечном итоге наш «американский дедушка» находит в России любовь, и даже готовится к появлению «бэби». Он передумал помирать и начал получать удовольствие от жизни.
На самом деле, несмотря на низкие оценки зрителей и жестокую критику, этот фильм не так уж и плох – он ни лучше и ни хуже всего того, что снимали в 90-х. Да, это не самая удачная комедия в карьере Леонова, но она и не так ужасна, как отзываются о ней некоторые. Скорее, она просто «проходная» – на один раз. Вряд ли кому-то захочется пересматривать её повторно – тем более что это чревато негативным осадком в душе: увы, но на момент съёмок Евгений Павлович был тяжело болен, и всего через год после выхода картины скончался...
Таким образом, данная комедия стала последним его появлением на экране – к сожалению не самым лучшим (в сравнении с его советскими триумфами по типу «Полосатый рейс» и «Зигзаг удачи»). Осознавая это, сам Леонов до конца дней стыдился этой своей роли, искренне сожалея, что ему пришлось пойти на столь отчаянный шаг...
«Без права на выбор»: истинные мотивы актёра
После выхода «Американского дедушки» публика – особенно зрелое поколение, выросшее на славных комедиях Леонова – осталась в недоумении. Как так? Культовый актёр СССР, да снялся в таком непотребстве? Это же уму непостижимо! Увы, но мало кто осознавал всю серьёзность происходящего: многие люди отказывались верить в то, что их кумиры с экрана с развалом СССР оказались в таком же плачевном и шатком положении, как и их зрители. В то время больной Леонов остался без работы и денег – предложений (во всяком случае нормальных) не поступало, а жить-то за что-то надо... Состояние артиста ухудшалось с каждым месяцем. Эта была ситуация, когда права на выбор просто нет.
Леонов согласился на эту роль, переступив через себя. Многие поклонники его раннего творчества даже не представляли, насколько тяжело ему было согласиться на подобное. Но даже учитывая его состояние и чувство стыда, Евгений Павлович справился со своей ролью блестяще – как и подобает истинному актёру, гению своего ремесла.
Роль, о которой Леонов сожалел до конца своих дней
На самом деле, столь неуместная роль никак не сказалась на репутации актёра – во всяком случае преданные поклонники по-прежнему любят Леонова, и с удовольствием пересматривают его старые советские шедевры. Однако сам Евгений Павлович стыдился «Американского дедушку» до конца своих дней. По признаниям Леонова, в процессе съёмок всё было в рамках приличия: некоторые сцены даже казались ему самому забавными, и всё снималось так, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Но конечный результат заставил артиста взглянуть на этот проект под новым углом...
Леонов признавался, что увидев конечный результат ощутил некое смущение от самого себя: ранее безобидные сцены показались актёру грязными и непристойными, со стороны всё выглядело совсем иначе, нежели на съёмочной площадке. Несмотря на то, что публика не перестала его любить и уважать, сам артист сожалел об этой своей роли до конца своих дней. Что до нас – мы прекрасно понимаем мотивы Евгения Павловича: это было непростое время для всех, и каждый (в том числе и артисты) выживал как мог. Тем более что роль Серафима Терентьевича никогда не перечеркнёт все заслуги и прекрасные фильмы Леонова, ставшие классикой на века. А что об этом думаете вы? Делитесь мнением в комментариях.
Рекомендуем также:
Оригинал: 🔗источник
От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще