Ягу Любомира не видела уже очень давно, и даже не представляла, как та отреагирует на приход своей прошлой воспитанницы. Женщина никогда не выглядела особенно сентиментальной, да и не стремилась особенно приносить всем вокруг радость и счастье. Но по старой памяти, быть может, поможет советом.
А вот кого она и в самом деле была бы рада увидеть, так это Матвея, в прошлом Баюна. Потому Любомира надеялась, что тот не переселился из дома Яги куда-нибудь, потому что времени и желания его искать, чтобы навестить, у нее не было. Главным было найти Рерика и узнать, что случилось.
Путь к Яге был еще более долгим, чем тот, что она совершила за последние дни. Но несмотря на то, что повод для возвращения был совсем не радужным, она была рада. Приятно было вспомнить те дни, когда она встретилась с водяным и чуть было не осталась с ним – тогда помог Матвей, и те времена, когда она сама помогла Матвею добыть цветок папоротника, чтобы вернуть к жизни девушку-призрака, которую тот полюбил от всего сердца. Да и мало ли что еще было? Каждый день что-то происходило, каждый день она училась чему-то новому. По сравнению с этим жизнь вместе с Рериком казалась спокойной и размеренной, будто ничего и не случалось совсем.
И это ей нравилось, как ни крути.
Единственным ярким шагом вперед была бы их свадьба, но для этого у Рерика и его родни существовал какой-то особый ритуал, и заниматься какой-то подготовкой к чему бы то ни было ей совсем не хотелось. Девушку совершенно устраивало то, что происходило между ними, так к чему что-то менять? Впрочем, самого Рерика это достаточно обижало, хоть он и старался не подавать виду. Он говорил, что без обряда у них семья ненастоящая, и обязательно с этим нужно что-то делать.
Сейчас же Любомира готова была сделать что угодно, только бы вернуть его домой. И свадьба была далеко не самым плохим событием в этом списке. Оставалось только надеяться, что не случилось ничего ужасного.
А чем ближе она подходила к дому Яги, тем больше чувствовала какое-то чужое присутствие на ее пути. Но как ни старалась, никак не могла понять, откуда и кто за ней ведет слежку. И почему не нападают, если есть такие планы? Особенно странным казалось, что она сама не может заметить, откуда за ней следят…
Так и шла девушка дальше, не решаясь останавливаться надолго и даже не давая себе возможности поспать. Почему-то ей казалось, что как только она остановится и уснет, то ей придется начинать все сначала. Чувство достаточно глупое, но за все то время, что она обучается чародейству, девушка привыкла доверять своей интуиции. Но было во всем этом и кое-что очень хорошее – девушка продвигалась вперед очень быстро, хоть и силы таяли с огромной скоростью. Но она знала, что дом Яги совсем близко, а потому сделала последний, решающий рывок, даже не остановившись на завтрак.
Домик привычно показался из-за деревьев, свет из окна манил и заставлял поспешить к нему в темноте зарослей. Все было правильно, и чувство, что за ней кто-то следит, отступило. А может быть, она сама теперь была слишком сосредоточена на своей цели, чтобы замечать хоть что-то вокруг.
Дверь была приветливо открыта, изнутри тянуло теплом и уютом. Сколько раз она вот так же возвращалась в этот самый дом, чтобы снять промокшие башмаки и поужинать? Не сосчитать. Интересно, как удивится Яга, если она и сейчас сделает так же? Эта мысль заставила девушку улыбнуться, и она вошла внутрь так же, как входят обычно в родной дом после долгой отлучки в путешествие. Все тут было так, как она помнила, и в то же время совсем иначе. Не радовало только то, что дом был пуст, совсем никого живого. Или она не заметила?
- Здравствуй, Яга! – сказала она громко на всякий случай. Хозяйку этого дома точно нельзя было обижать даже намеком.
Но никто не ответил, ничего не произошло. Потому Любомира решила, что может дать себе немного воли. Она сняла обувь и села на стул лицом к печке, достав из сумки хлеб и сыр – голод сейчас давал о себе знать громким урчанием живота. И как только она съела последний кусочек и запила вином, которое у нее также было с собой, усталость окончательно взяла свое – девушка уснула прямо на стуле, как и сидела. Да так крепко, что далеко не сразу поняла, что происходит вокруг, несмотря на то, что все остальные совсем не старались вести себя тихо.
Остальные – это Яга, собственно.
Она уже довольно долгое время жила одна и невероятно радовалась этому факту. Матвей с уже женой отправились в путешествие за каким-то артефактом, очередная девушка, которую она взяла себе на обучение в качестве преемницы, оказалась просто чародейкой не с самыми большими способностями, потому говорить о том, что она сможет стеречь врата в Навь, не приходилось. Потому сейчас эта девушка тоже где-то путешествовала. А может, и обосновалась уже где-то в качестве деревенской ведуньи или чародейки при могущественном князе – это уж насколько у нее хватило ума и предприимчивости.
И вот теперь она смотрела на спящую Любомиру. Конечно, Яга знала, для чего бывшая ученица пришла к ней. Удивилась только тому, как быстро та догадалась, где именно нужно искать ответы на свои вопросы. Да еще и шла так, будто совсем не шла, а бежала вперед изо всех сил. Впрочем, с нее станется, она могла и так сделать, если очень надо… Яга иногда вспоминала Любомиру, и всегда с теплотой. Девушка, которая почти с самого рождения знала о том, какая судьба ее ожидает, девушка, которая сама нашла в конце концов свой путь и которая всегда была готова узнавать что-то новое, чему-то научиться несмотря на то, что впереди подстерегали только опасности и ничего больше. Сейчас Любомира находилась на пороге своей новой жизни, но сама еще не знала этого.
И Яга понимала, что не имеет права ей об этом сказать.
Это испытание она должна была пройти в одиночку, без помощников.
Потому принялась терпеливо ждать, когда Любомира проснется. Понимала, что после всего, что она на нее обрушит, та уже вряд ли сможет спокойно поспать в ближайшее время. Да и последние дни она спала вряд ли хорошо, потому и пришлось Яге, зная об этом, чуть поколдовать. Сейчас ей ничего не снится, и это только к лучшему.
И к тому моменту, как девушка проснулась совершенно отдохнувшей, была готова для нее и баня, и ужин. Яга же сидела за столом и расчесывала свои длинные волосы. Любомира не могла припомнить, когда видела такое.
- Проснулась, значит, заблудившаяся? – спросила женщина насмешливо.
- Почему это заблудившаяся? Я шла к тебе, к тебе и пришла, - в тон ей ответила Любомира, потягиваясь.
- Действительно? А я уж думала ноги по старой памяти тебя саму привели.
- Дорогу я смогу пройти и вслепую, это верно.
- Зачем пожаловала, рассказывай?
- Правила я знаю. Накорми сначала да в бане попарь, больше я этому дому не принадлежу.
- Да ты уж больше Нави принадлежишь, если честно. Ну да у меня все готово давно! Давай в баньку, а потом за ужином и поговорим. В Навь тебе отправляться ни к чему, так что и еда, и водица в баньке будут как для себя!
- Кто знает, кто знает… Я уже готова куда угодно отправиться!
С этими словами Любомира, не ожидая ответа, вышла из дома к бане. Да Яга и не ответила бы. И в самом деле нужно было соблюсти все правила, прежде чем о делах разговаривать. И только про себя Яга подумала о том, насколько девушка недалека от правды. В Навь ей идти не придется, но есть в северных землях места и пострашнее Нави…
Яга не слишком была знакома с тамошними божествами, потому когда к ней завалился мальчишка с очень уж хитрым лицом и невероятной скоростью, то удивилась очень. Но выслушала, конечно, все сказанное, а потом и помочь согласилась. А что она могла еще делать? Жизнь не терпит застоя, все должно развиваться. И сейчас случилось то, что должно было, а если бы она не помогла, то Любомира бы еще долго блуждала в поисках ответа на вопросы, и не факт, что нашла бы.
Ох уж эти боги!
Никогда не думают о том, что смертные – это всего лишь смертные!
Хотя после того, как Любомира пройдет тот путь, что ей предначертан, она вряд ли выйдет из него человеком. Для этого, скорее всего, и задумывается все – родня Рерика ни за что не хотят принимать в семью простую смертную, какой бы сильной чародейкой она не была. А сам Рерик от своего не отступится, он и без того долго ждал да оберегал девушку, пока она росла и училась.
Пока Яга размышляла, девушка успела вернуться из бани и сесть за стол. Выглядела она хоть и печальной, но совсем не такой измученной, как до этого. Что ж, нужные травки обязательно помогают, когда это нужно. Как и вкусная еда, а о ней женщина успела позаботиться тоже…
- Чувствую, знаешь ты намного больше, чем я сама могу тебе рассказать, - сказала Любомира, с десяток минут наблюдая за Ягой.
- С чего это ты взяла?
- Долго с тобой прожила. Вижу, что жалеешь меня, значит в курсе, какая беда случилась.
- Да с радости ты ко мне и не приходила, что ж я еще могла подумать? Вот и сижу переживаю.
- Мы обе знаем, что это все неправда. Рассказывай, что знаешь о том, как Рерика найти. Все, что угодно сделаю, лишь бы правду узнать! Сил нет!
- Ты когда-то слышала про Хель?