Парентификация (англ. parent - родитель) - процесс формирования у ребёнка ролевой модели родителя, почти всегда этот процесс травматичен и развивается на фоне фрустрации и дисфункциональности, родитель как правило наоборот занимает «детскую» или инфантильную позицию, и не может или не хочет удовлетворить потребности ребёнка (в безопасности, любви, доверии, контакте, любознательности и здоровом ограничении).
Часто внешне парентификация выглядит социально одобряемо и здоровО. Поэтому она так незаметна.
«Мамин помощник», «Ой какой самостоятельный ребёнок», «Заботится о родителях - какая молодец» - наверно редко заботливая и адаптивная модель поведения ребёнка поддаётся критическому осмыслению. Ну что в этом плохого, растет ответственный, самостоятельный ребёнок - хорошо же? Но нет, это не очень хорошо. Давайте разберёмся.
Действовать и жить из большой вынужденности это не ок, в каждом возрасте у ребёнка есть свои актуальные задачи и потребности, в игре, в свободном проявлении, в поддержке, одобрении, принятии, любви, исследовательском интересе, безопасности и комфорте. И лишаясь удовлетворения этих потребностей, формируются адаптивные формы поведения, и эти формы поведения формируются в связи с фрустрацией, а не в связи с хорошими, гармоничными и здоровыми условиями. Следовательно сохраняясь дальше, эти формы поведения будут активироваться и формировать вокруг себя точно такие же условия как и раньше (фрустрирующие, ненадежные, небезопасные).
От сюда могут расти совершенно разные проблемы, тревожность в связи с общим недоверием и восприятием мира вокруг ненадежным; прокрастинация - как внутренней несогласие с неподходящими условиями и не желание с этим контактировать; невротический перфекционизм и контроль - как способ создать иллюзию гармоничного и комфортного мира.
- Никогда не забуду как работая с одной девочкой лет 11ти, родители которой скандально и конфликтно разводились , она описывала как она помогала им обсуждать и договариваться о их вопросах, в частности раздел имущества и порядку общения с ребёнком, также она помогла им проговаривать эмоции, мысли, выписывала это и обсуждала с ними, это было похоже на сессию профессионального досудебного медиатора-конфликтолога, но никак не на общение 11летнего подростка с родителями, где родители не могла сами договориться и обсудить проблемы между собой, без помощи ребёнка.
По факту ребёнку запрещается быть ребёнком, или условия так вынуждают себя вести, или сам ребёнок берет на себя ответственность и ожидания взрослого окружения. А запрет быть ребёнком это значит - запрет на лёгкость и непосредственность, запрет на ошибки, запрет на расслабление и спокойствие, запрет на творчество (ведь взрослые все делают по шаблону и по науке, а дети открыты и непосредственны), запрет на исследовательский интерес (ведь взрослые должны все знать и стыдно быть неучем, хотя по факту не стыдно чего-то не знать, это нормально).
Ну и конечно от парентификации человек будет жить в вечном стрессе и выгорании, ведь повторюсь, нельзя быть неидеальным, самим собой, настоящим, не обязанным, свободным ребёнком.
И ещё обращу внимание что тк это социально одобряемая форма поведения как уже писал, иногда так не хочется признавать свою слабость, свою уязвимость, и продолжать пушить себя и давить из себя эту геройскую адаптация и «взрослое» поведение, но поверьте иногда расслабление и принятие могут приводить к куда более крутым результатам и процессам, недели напряжение и отвержение.
Здоровая личность сочетает в себе и детскую часть, и взрослую, и родительскую. Вот только здоровая родительская часть это не про «пусть ребёнок удовлетворит Мои требования и желания», а больше про «если нужно я помогу ребёнку удовлетворить Его желания и потребности» разница ясна.
Пусть все будет в кайф, спасибо что прочитали, буду рад вашим откликам и комментариям. Успехов вам и хорошего вам дня))