В последнее время скандальная киновселенная DCEU переживает достаточно не лучшие времена: после закрытия "Снайдервёрса" и увольнения из студии самого Зака, вселенная совершенно пошла под полный откос. Сначала новый босс DCEU, Уолтер Хамада, попытался уподобиться фильмам достаточно популярной в былые времена киновселенной Marvel, позвав Джеймса Вана на пост режиссёра "Аквамена" и Дэвида Ф. Сандберга - на пост постановщика первого "Шазама". Ленты взяли совершенно отличительный тон от достаточно мрачной, пафосной и угрюмой истории Зака Снайдера: сценаристы добавили в новые проекты уйму юмора, комичных бытовых ситуаций и привычного для средненьких кинокомиксов мультяшного экшена. Однако фанаты DC сразу же заподозрили что-то неладное, и их опасения не оказались беспочвенными: после 2019-го года киновселенную преследовал один провал за другим, как оценочный, так и коммерческий. А в начале этого года шороху решил навести Джеймс Ганн, поставивший для горе-вселенной ребут "Отряда самоубийц" и его спин-офф - первый сезон сериала "Миротворец". Ганн решил мягко перезапустить вселенную с новыми героями и большинством новых актёров, но остался вопрос: а что делать с лентами, которые выходят в этом году под прежним руководством DC Уолтера Хамады?
Сначала был невероятно огромный кассовый провал "Чёрного Адама", на который Скала Джонсон поставил буквально свою карьеру, затем - второго "Шазама", на который, будем честны, никто из нас не возлагал каких-то гигантских надежд, а после подкачал уже "Флэш", который по идее должен был вдохнуть новую жизнь в кинокомиксы DC и позволить фанатам насладиться последним появлением многих героев из фильмов Снайдера. Однако слот между самим "Флэшем" и заключительным для прежней ветки киновселенной вторым "Акваменом" занял достаточно ничем не примечательный проект - "Синий Жук". Фильм много раз переделывался буквально с нуля, и многим несколько лет назад в принципе было не ясно, существует ли он на самом деле, и увидим ли мы с вами классического, но при этом довольно не популярного, супергероя DC на больших экранах
Изначально "Синий Жук" планировался быть мини-сериалом под руководством того самого Уолтера Хамады, а после - уже полноценным двухчасовым блокбастером эксклюзивно для стримингового сервиса HBO Max. Однако в августе прошлого года резко рванула информация про отмену полноценного проекта "Бэтгёрл", поэтому "Жук" остался в достаточно подвешенном состоянии: премьеру бы уже никак не получилось сослать на просторы интернета в первый же день, поэтому оставался лишь один выход: отправить "Жука" прямиком на большие экраны кинотеатров. Сценарий ленты чуть-чуть переработали, многие сцены пересняли под "большой" киноформат, и совсем недавно зрители таки смогли ознакомиться с фильмом. Интерес добавляли ещё и слова Джеймса Ганна о том, что Хайме Рейес спокойно может стать первым героем расширенной вселенной DCU, которого мы увидим на больших экранах ещё за два года перед новым "Суперменом". Но получилось ли у авторов достойно явить миру нового супергероя? Я бы так не сказал...
Ведь всё дело в том, что "Синий Жук" - кино, состряпанное по всем шаблонам, лекалам и клише абсолютно всех вышедших до него кинокомиксов: тут вам и аналогия с костюмами Жёлтого Шершня из первого "Человека-муравья", и первая примерка костюма главным героем, прямо как в первом "Железном человеке", и героическое объединение семьи в один дружный стан, прямо как в "Стражах Галактики". Лента буквально во всём копирует многие сцены и моменты из самых популярных фильмов той же киновселенной Marvel, и это видно настолько невооружённым глазом, что волей-неволей охота задаться вопросом: а я точно сейчас смотрю полностью оригинальный проект, а не пародию или спин-офф того же фильма Кевина Файги?
Как и в случае с повторениями, история "Синего Жука" вообще не блещет какой-то оригинальностью: по базе, есть неуверенный в себе главный герой, который на протяжении сюжета обязательно постепенно будет раскрывать в себе защитника для граждан своего города, симпатичная девушка, в которую главный герой непременно влюбится, семья главного героя, с которой он будет выяснять отношения, злющий антагонист и его блеклая "шестёрка", которые захотят отнять у главного героя его бесценную инопланетную технологию, принятие себя через духовные наставления друзей и родственников, прям как в каком-нибудь дешёвом аниме, мультяшные поединки, после которых не помешало бы уволиться многим хореографам и специалистам по визуальным эффектам ("мыльца" в ленте подвезли в знатном количестве), отсылки на других персонажей DC, которые, естественно, не появятся в ленте во всеобличии, короче, перечислять можно бесконечно. "Синий Жук" - полностью клишированная история, которая будто бы вылезла из задворок мультсериалов конца девяностых. По крайней мере, после просмотра явно складывается именно подобное впечатление
Но ладно, каждая супергеройская история может быть шаблонной, в первую очередь подобные блокбастеры создаются для совершенно другого: для веселья и развлечения. Может ли развлечь "Синий Жук"? Если вы вообще не смотрели до него никаких других кинокомиксов, то вполне. А если вы ознакомлены с фильмами той же киновселенной Marvel хотя бы краем уха, то от "Жука" вы скорее быстрее уснёте, чем получите хоть какое-то удовольствие. В фильме присутствует всего парочка экшен-сцен, и то снятых далеко не самым лучшим образом, однако авторы завезли в историю приличную порцию юмора. Работает ли он тут, как работал в том же условном первом "Шазаме", с которым "Жука" многие сравнивали при просмотре трейлеров? Ну опять же, если у вас крайне ограниченное чувство юмора, то вполне. Но посмотрев чуть больше одного весёлого блокбастера очень сложно поржать хотя бы с одного заводного гэга в данном проекте.
Открыт также и следующий вопрос: достойно ли авторы смогли раскрыть предысторию и ориджин Хайме Рейеса, наследника костюма Синего Жука? Безусловно, актёр Шоло Маридуэнья играет достаточно неплохо, и его образ хоть как-то запоминается, но с ориджином паренька у сценария явно какие-то беды: потому, что у героя нет прописанной сюжетной арки, ему совершенно не хочется сопереживать по причине того, что мы видели подобные истории сотню, если не тысячу, раз до премьеры "Синего Жука". Сначала отрицание от резких перемен, после - трагические события, переворачивающие сознание главного героя с ног на голову, а уже после - принятие нового супергеройского обличия. Такое было и в том же "Шазаме", и в "Аквамене", и это я сейчас перечислил только фильмы расширенной вселенной DCEU. Да, Хайме Рейес - далеко не самый плохой выбор для представления первого супергероя в новой киновселенной Джеймса Ганна, но интересно, будет ли хоть кто-то из зрителей ожидать нового появления паренька в каком-нибудь будущем кроссовере или, упаси боже, сиквеле? Я сильно сомневаюсь
Честно, "Синий Жук" - настолько примитивное и лекальное кино, что на него даже ругаться хочется не слишком сильно. В ленте прослеживаются нотки критики капитализма и империализма (иронично, с учётом того, как и для чего был создан сам фильм), которым вообще не уделяется никакой доли внимания, есть достаточно неплохой саундтрек (это уже база для композиторов фильмов DC: писать крутой саунд для проходных картин), в некоторых местах неплохой визуал и пара весёлых моментов с семьёй главного героя. Но в основе своей, от "Синего Жука" сложно получить хотя бы процент удовольствия: потому, что он банально не предлагает своему зрителю ничего нового. Ничего из того, что бы зритель не видел в сотнях подобных кинокомиксах до просмотра обсуждаемого в этой статье проекта. И если Джеймс Ганн действительно намерен снимать для своей киновселенной фильмы подобно такому, то она заранее обречена. Это я могу гарантировать на сто один процент. Хайме Рейес, ты не плохой персонаж, но не сказал бы, что мы сильно ждём тебя в следующих проектах
Плюсы:
- Зажигательный саундтрек
- Шоло Маридуэнья и его воплощение Хайме Рейеса
- Парочка визуально красивых сцен
Минусы:
- Ничего нового
- Куча "мыла"
- Мало экшена
- Абсолютно не смешной и отталкивающий юмор
- Картонность и шаблонность
- Заимствование многих моментов из других кинокомиксов
- Деревянная и натянутая драма