В нашей рубрике «ЯПедагог» продолжаем наши беседы со студентами и выпускниками российских педагогических вузов, которые нашли свое призвание в профессии учителя.
Герой нашей статьи – Сергей Шаранин, выпускник Благовещенского государственного педагогического университета, преподаватель-организатор ОБЖ и учитель физической культуры в 2-м корпусе школы № 16 г. Благовещенска.
Почему Вы решили стать учителем физкультуры?
В детстве я очень любил заниматься спортом, вырос в небольшом селе Тамбовского района, где не было спортивных секций. Да что там секций! Не было полноценного школьного спортивного зала. Но так как в школе наши учителя прививали любовь к здоровому образу жизни, то мы с друзьями нашли выход: стали заниматься футболом, смотрели в интернете видео, обучающее приемам единоборств, и самостоятельно пробовали их выполнить.
Затем, когда настало время выбирать университет, выбор для меня был очевиден: поступил в БГПУ (факультет физической культуры и спорта), так как понимал, что таким ребятам вроде меня нужны квалифицированные специалисты, которые научат детей любить физическую культуру и правильно донесут знания о важности здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности в современном мире.
Каким должен быть настоящий учитель физкультуры?
Настоящий учитель физкультуры должен быть примером, авторитетом и другом для детей. Следовательно, у него должны быть необходимые знания, которые он вкладывает в обучающихся. Смотря на такого учителя, дети будут стараться, ведь у них будет наглядный пример, какими они могут стать в будущем, занимаясь физической культурой и спортом.
Раньше на уроках физкультуры через козла прыгали, на канат забирались. А чем сейчас можно заинтересовать современного ребенка на уроке физкультуры?
Действительно, раньше все забирались по канату и прыгали через козла.
Сейчас перед учителем стоит задача разнообразить занятия детей физкультурой, сделать их более интересными. А также помочь понять ученикам важность этого предмета и активного и здорового образа жизни в целом.
В начальной и средней школе для этого я в большей степени использую спортивные игры. Все дети любят играть! В старшей школе также использую игры, ввожу соревновательные моменты с одноклассниками, параллелями класса. Считаю, что важно не бояться экспериментировать. Опираясь на то, что дети любят больше игры и соревнования, по своему опыту скажу: уровень их подготовки значительно увеличивается.
Для этих экспериментов, конечно, важна материально-техническая база школы: чем больше спортивного инвентаря, тем лучше и интереснее проводятся уроки для наших детей!
Мотивацией для ребят служат грамоты, медали и знаки отличия ГТО. Дети стремятся доказать, что они достойны получить награду. В связи с этим стараются на уроках понять и отточить до автоматизма свою технику в определенных упражнениях.
Много ли тех ребят, которые забывают форму или не хотят заниматься? Что вы предпринимаете?
Когда ребенок забывает форму или не хочет заниматься, важно не отбить желание заниматься физической культурой в целом, поставив двойку. Порой дети даже расстраиваются, когда в своем рюкзаке не видят спортивного костюма. Но все же, если вышло так, что ребенок «сидит на лавке», ему нужно дать шанс исправиться, предложить помочь в проведении урока: например, назначить помощником судьи – оценивать нормативы или технику выполнения упражнений своих одноклассников.
Необходимо контактировать с ребенком так, чтобы он заинтересовался и пришел на следующий урок в спортивной форме и с желанием заниматься.
Есть ли в Вашей школе ребята с ограниченными возможностями здоровья? Как работаете с ними?
У нас в школе есть дети подготовительной и специальной групп здоровья, у таких детей урок не может проходить с той же степенью интенсивности, что и у основной группы. Тут важно не дать ребенку почувствовать себя белой вороной, но и не дать такую нагрузку, которая может навредить его здоровью. Самое важное – объяснить, что нужно заниматься, даже если есть какие-либо трудности со здоровьем. Ведь физическая культура как раз направлена на улучшение состояния нашего организма!
Вам нравится работать в школе?
Многие думают, что быть мужчиной-учителем в большом женском коллективе непросто. Я сам вырос в семье педагога. Мои мама, две сестры и две тети – учителя. Поэтому в школе я чувствую себя очень комфортно. В профессии учителя нет разделения по половому признаку.
Главное – любить свою работу и уметь находить точки соприкосновения с коллегами, а этих точек тут очень много. В школе все занимаются одним общим делом, мы друг друга дополняем, и от этого работа – одно удовольствие.