Найти тему
SpaceForYou

Российская компания S7 строит композитный самолет Victory. Почему так сложно верить в чудо?

Во всем мире считается, что есть три типа самолетов, но поскольку Россия традиционно выбирает свой собственный путь, то в наше стране стране существует и ВОО (вечно-опытный образец), например Ту-334, СУ-80 или даже СТР-40ДТ, а уж сколько образцов было собрано в СССР - тех и вовсе трудно сосчитать, неизбежно ошибешься.

Одним из кандидатов в ВОО является композитный бизнес-джет Victory.

История авиационного долгостроя началась за океаном. В 2004 в США создается компания Epic Aircraft. Планы у компании просты, они решили создать легкий композитный самолет с одним турбореактивным двигателем. Этакое дешевое небесное такси, доступное миллионерам средней руки.

И они создают этот самолет. Epic Dynasty (Epic LT) классика турбовинтового жанра. 650 км/ч, обилие композитных материалов, экономичный мотор и дальность пробега в 3500 км/ч.

В США есть традиция собирать самолеты у себя в гараже из готовых кит-комплектов. Это добрая традиция и тысячи американцев вместо просмотра сериалов и поедания чипсов вечерами собирают на лужайке дома свой собственный самолет. Такой вот простой процесс в сложной стране.

Одна из ставок Epic заключалась в том, что будущий покупатель сможет собрать Epic LT) в гараже. Однако ставка не взыграла, общий процесс сборки занимал более 1200 часов, да и желающих самостоятельно марать руки, приобретая самолет за $1,8М нашлось не так уж и много.

Компания решила, что нужно делать еще более дешевую машину, так на свет появился композитный турбореактивный Epic Victory, оснащенный одним двигателем Whitney Canada PW600.

Мы в ОК

Главным преимуществом Epic Victory можно назвать цену, по тем временам она составляла $1.3М, однако самолет не зашел публике, компания обанкротилась, а все наработки были проданы китайской фирме, откуда были выкуплены уже российской компанией S7.

-2

Компания уже не первый год пробует свои силы в инжиниринге, то покупая Морской старт, то проектируя собственные ракеты, то демонстрируя компетенции по созданию турбореактивных двигателей. Целиком поддерживаем, целиком верим, но констатируем, что практических результатов в силу объективных причин как не было, так и нет.

Но за проект Victory в компании ухватились и твердо намерены довести проект до конца.

В 2019 году было анонсировано, что S7 Airlines, вложит 14 млрд рублей в строительство в подмосковном Ступино завода по производству легких деловых самолетов Victory.

Планируется, что завод будет выпускать 20-25 самолетов Victory в год, 14 млрд руб. включают затраты на аэродром и сертификацию типа в России.

-3

Первоначальный план предусматривал в сути своей отверточную сборку, когда самолет собирался бы из готовых элементов конструкций, которые поставляли бы на завод. Возможно, что для этих целей компания планировала освоить самостоятельное производство композитов для корпуса.

Однако на 2023 год про проект известно лишь то, что над ним продолжает трудиться некая команда, а завод в Ступино так и остался нереализованной мечтой.

Мы в ОК

Получится ли у компании запустить проект в серию? Начнем с того, что реального рынка для этого джета как не было, так и нет. Российские миллиардеры предпочитают летать классикой вроде Embraer, а до российских самолетов как и до самой России им нет никакого дела.

-4

Кроме того, именно Epic-LT был тем самолетом на борту которого в 2018 году разбилась совладелец бизнеса S7 Наталья Филева. Дурная слава компании- это серьезно, с этим трудно бороться.

Не понятно, где в условиях тотальных санкций достать импортный канадский двигатель, а если уж и достать, то как его потом обслуживать. Новый отечественный агрегат- это миллиарды и окупаемость в горизонте 700 лет.

Поэтому велика вероятность того, что Victory так и останется или уже остался в категории ВОО. Возможно, что и S7 скорректирует свои силы и к примеру направит их на создание легкомоторной машины. Все таки просто так компетенциями не разбрасываются.