Дело было тогда, когда я уже закончила свой стационарный путь и начала консультировать в федеральном научном центре.
На приёме ребёнок, 8 лет. Жалобы на агрессию, эмоциональную лабильность, перепады настроения. Разумеется, из уст мамы это звучало не так.
Это было: «Ну вообще бешеный, не успокоить, чуть что не так – сразу орёт! К психологу в саду ещё обратилась, сказала – кризис. Какой – не уточнила. К психиатру? Неее, не пойду!».
Ну ладно. И при некоторых дефицитных состояниях бывают изменения поведения, и при гормональных дисбалансах. Да и при целиакии бывает злость и импульсивность. Прежде чем отправлять к психиатру надо пообследовать.
Назначают анализы, УЗИ, записываю на повторный приём.
Иду в ординаторскую пить уже остывший кофе.
Вижу в коридоре эту маму и сына.
Сын роняет игрушку. Вместо того, чтоб спокойно её поднять, начинает орать, бежит к маме, задирает её футболку и присасывается к груди. Пара минут – и ребёнок спокоен, поднимает игрушку и идёт дальше.
Напомню, мальчику 8 лет. Он ростом 118 сантиметров, ходит в школу.
На повторном приёме осторожно спрашиваю про грудное вскармливание.
«Ну да. Так у меня как младшие стали рождаться, так и этот ревновал, ну я ему грудь и даю. До сих пор, молоко есть – на здоровье. Заниматься? Да когда ж заниматься, трое ещё по лавкам!».
Занавес.
Анализы, кстати, все пришли идеальные.
Грудное вскармливание очень важно для малышей. Сначала через молоко они получают еду, затем это становится способом успокоиться и укрепить связь с мамой.
А затем наступает естественный процесс – самоотлучение от груди. ВОЗ говорит, что это случается между 2 и 3 годами. К этому возрасту важно научить малыша навыкам самоконтроля и саморегуляции. Проговаривать за них эмоции, давать поплакать и успокаивать, находить вместе решение проблемы. Разлил лужу? Ничего, сейчас возьмём вместе тряпочки и протрём.
Сломалась любимая игрушка? Давай попробуем починить, а в следующий раз надо быть аккуратнее.
Но этому надо учить.
Говорить, показывать, тратить время.
У этого ребёнка не было умений успокаиваться, зато был привычный паттерн – взять грудь. В любой непонятной ситуации - бери грудь.
Помножить на выход в школьный социум с более взрослыми детьми и отсутствие сепарации от мамы, которая и без того занята – получаем на выходе гремучую смесь, в которой разбираться психиатрам, психологам и психотерапевтам.
Разбираться долго, дорого и не факт, что успешно.
Хорошо хоть физически здоров.