Проект "Красная книга слов и выражений русского языка".
Русский язык – это национальное достояние. Это государственный язык Российской Федерации, самой большой страны мира. Русский язык входит в семью мировых языков, на нём ведётся международное общение, научные конференции. Многие тексты, написанные на русском языке, входят в сокровищницу мировой художественной литературы. В настоящее время носители русского языка осознают, что нужно бережно относиться к русскому языку.
Возникают проекты «Красной книги» слов и выражений русского языка. Конечно, в такую виртуальную книгу должны войти слова и выражения с яркой образностью, эстетически значимые, отражающие русскую и шире – славянскую – картину мира.
Обратимся к малоизвестному сейчас народному выражению «пряжа Богородицы». Если выйдете сейчас на простор, природу, всюду встретится эта замечательная пряжа Богородицы. Она украшает парки и скверы.
Создает волшебные картины с осенними листьями.
Посмотрите видеоролик, созданный аспирантом СГСПУ Полиной Сергеевной Ивановой.
Аспиранту удалось увидеть и запечатлеть волшебное кружение осеннего листа в городском скверике.
Вы наблюдаете удивительное и редкое явление. Листок забыл, что он листок, и летает, будто бабочка.
Но ветра нет!
Ветра нет, а листок взмывает вверх вновь и вновь.
Как такое возможно?!
Догадались уже, как?
Его удерживает в воздухе… осенняя паутинка! Это она «подклеила» листок и позволяет ему парить, как на невидимом тросе.
Так вот, народное название осенней паутины – «пряжа Богородицы». Так называют паутинки бабьего лета.
Русская художественная литература сохранила это народное название. Обратимся к примерам.
Писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, Иван Бунин в произведении «Эпитафия» (1900 г.):
А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока наконец не оставалась вся эта раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озаренная из-под низу отсветом сухих листьев. А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье... И народ называл их красиво и нежно — «пряжей Богородицы».
Известный писатель русского Зарубежья Василий Никифоров-Волгин в произведении «Дорожный посох» (1923-1938 гг.):
Над полями витает паутина — пряжа Богородицы. Вся трава перевита серебрецой, словно морозная. И до чего это народ русский умилительный выдумщик! Ведь надумает же: Богородица прядет пряжу! И все это у него поэзия! И не какая–нибудь, а высокая, духоносная!
Советский писатель Константин Паустовский в произведении «Золотая роза» (1955 г.):
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытых прохладным воздухом, с летучей паутиной («пряжей Богородицы» <…>).
Почему же осеннюю паутинку в народе решили называть пряжей Богородицы? Ученые предполагают такое обоснование. Рождество Пресвятой Богородицы приходится на 21 сентября. В это время активно летят осенние паутинки.
На многих иконах Богородица изображена с веретеном. Дмитрий Трофимов в культурно-просветительском журнале «Фома» объясняет, что традиция изображать Богородицу за рукоделием сложилась под влиянием апокрифического «Протоевангелия от Иакова». Согласно этому источнику, Мария по жребию должна была спрясть пурпур для завесы Иерусалимского храма.
Автор статьи подчеркивает, что изображение веретена и пурпурной пряжи — не просто житийная деталь. Не просто констатация, что Богородица была девой благочестивой и умелой. Это и буквальное назначение Девы Марии: «своими честными кровями Богоматерь соткала, одела Богомладенца».
На иконе «Устюжское Благовещение» (XII в.) «на груди Богородицы изображен Христос Эммануил, а пурпурная нить в Ее руках как бы проходит сквозь Него»
Дмитрий Трофимов поясняет, что нить для будущей храмовой завесы можно также понять как связь небесного и земного.
Российский философ и религиовед Сергей Сергеевич Аванесов отмечает, что на древних фресках православных храмов, в храме Софии Киевской (XIв.), отражен эпизод, как Деве Марии в храме поручили спрясть пурпурный покров для храма.
Теперь мы видим, какой глубокий смысл вкладывал народ в выражение пряжа Богородицы, называя так осеннюю паутинку. Современные поэты трепетно продолжают поэтически запечатлевать этот яркий образ в своих произведениях. Так, поэтесса второй половины ХХ века Екатерина Яровая в стихотворении «Дни сентября» писала:
Зажёгся день, теплом и светом полнится,
Мир, как младенец матерью, умыт.
И паутина – пряжа Богородицы –
Летит, летит и в воздухе парит.
На просторах интернета вы можете прочитать и другие стихотворения современных авторов, посвященных удивительному названию паутинки как пряжа Богородицы. Такое народное название по праву может быть занесено в Красную книгу слов и выражений русского языка.
А какие ещё слова и выражения вы бы отнесли в виртуальную Красную книгу?
О каких выражениях хотели бы прочитать здесь, в блоге в рубрике «Знай больше о русском языке»?
Автор статьи: профессор СГСПУ Елена Павловна Иванян
Литература
Аванесов С. С. Тело и пряжа. Визуализация метафоры в иконографии Благовещения // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. № 2. Том 12. С. 523-534.
Иванян Е. П., Клюшина А. М. Работа над фразеологией русского языка в школе // Русистика без границ. 2022. № №3. С. 79-91.
Трофимов Дм. Почему Богородицу изображают с веретеном в руках? // Фома. 2016. 17 марта.