Lords of Ragnarock. Владыки Рагнарека? Здесь у меня сразу вопрос. Рагнарек – это не место, это событие. Перевести это слово можно как «гибель богов». Как можно быть владыкой гибели богов… Ну, не знаю. И от этого странного первого впечатления пляшут остальные, что касаются темы. Во Владыках Эллады, в целом очень приятной игры, меня зацепила вся эта выдумка с кибер-греками. У авторов получилось действительно остроумно, ведь греки в какой-то момент, придя на места обитания своих предшественников, сами дивились, например, древним постройкам, которые назвали циклопическими. Если кратко, то фантазия авторов Владык классно подтянула тему, хотя в целом я не фанат фантастики. А вот в Рагнареке никто заморачиваться не стал. Скандинавы будут строить гигантские статуи богов, хотя вот они никогда монументальным строительством не занимались… Ну и далее там вся эта кибер-тема... Если кратко, то викинг-атмосферы или атмосферы скандинавской какой-то я не ощущаю. Чисто какое-то наркоманское аниме на тему, в которой художники и сценаристы вообще почти ничего не понимают. Но, если воспринимать это как просто фэнтези-игру, тогда ок. Тогда перед нами очень пестрая настолка с тонной пластика, чем славится Авейкены. Механически – это Владыки Эллады, усложненные в два-три раза. То есть, берем основные правила и нагружаем сверху еще правил. К чему это приводит? К долгому вхождению в курс дела. Правила будете рассказывать где-то час. У вас есть основные действия, действия с рунами и специальные действия. Плюс специальные действия могут триггерить события, могут приносить плюшки от союзов с абстрактными приграничными государствами. Владыки Эллады, кстати, не сказать, что самая простецкая в плане обилия правил игра. Но Рагнарек – это, наверное, один из самых комплексных ареаконтролей из виденных мной. И тут один вопрос – хотите ли вы этого? Хотите посложнее? Теперь вы можете усиливать армии, подводить к нужным берегам свой драккар, получать плюшки, по-своему отрабатывать руны. Изменились победные условия. Теперь можно победить по землям, полностью заняв три цвета, победить по храмам, заняв пять из них, победить супер-монстра, а можно дождаться Рагнарека и победить по землям, находящимся ближе к Иггдрасилю. То есть, монументы в этом плане вообще перестали играть роль. Ходы могут очень затягиваться... Если кто-то пошел биться с монстром – может пойти чай заварить.
Думаю, игра пришла просто не в тот момент, когда мне хотелось чего-то такого. Она весьма приличная по всем показателям, придраться не к чему, но, как по мне, если хочется про викингов и наркоманию, тогда лучше Кровь и ярость, а если хочется больше в историю, тогда, например, Викинги 878 или Пакс викинг. А Рагнарек меня почему-то не зацепил. Даже если забыть про викингов. Вот не зацепил и привет. Много всего, а сказать, что все это так уж нужно – не сказать. Что-то новенькое? Нет. Поэтому, глядя еще и на цену этого добра, я бы рекомендовал перед покупкой ну хотя бы летсплеев насмотреться прилично, а лучше поиграть в чужую коробень первое время. Убил ли Рагнарек Эллады? Он явно глубже. Но здесь и дольше, и тяжелее. Поэтому – кому что. Dark Ages того же Квапински впечатлил меня НАМНОГО больше, вот там он молодца, вообще красава.
***
Рубрика хайд энд сик в этом году бездонная. Зверь, Майнд Менеджмент, DBD, Город великой машины. И где-то на горизонте маячит надежда на Шепоток за стеной.
Зверь. Играна три раза. Один из них зверел я, остальные разы – не я. По одежке всё замечательно. Мир притягателен, рисовка кайф. Фэтези-дарк-фольк, заруба с монстрами, нападения на селения. Красота, я такое уважаю. Но вот процесс все три раза оставил в недоумении. Как-то вот показалось, что механики не притерты друг к другу. Как будто бы на определенном этапе создатели решили, что можно уже и выпускать. Допилится как-то само. То есть, монстров много, они умеют разное. Героев много, у них тоже свои фишки. Но, от миссии к миссии, все эти способности то работают лучше, а то хуже. Ощущается воздух, который игроки вынуждены заполнять сами. Отдельно меня удивляют эти барашки-деревяшки. Да, они миленькие, но это последний элемент в игре, который действительно нужен. То есть, это компоненты, которые следовало бы класть в апгрейд-пак. Все животинки отмечены на самой карте. Дайте зверю жетоны, пусть просто отмечает те места, где кого-то съел. А так, у нас хлипкие карты, отвратительные стэндики, но зато есть деревянные барашки и коробка за 6к… Странное решение… Сама игра – идея классная, а воплощение неоднозначное. Драфт колоды прикольный.
Майнд MGMT – умная, красивая вещь. Только не совсем понятно, что делает вербовщик. Абстрактно как-то. Но, учитывая, что история вообще про какой-то телекинез и астральные танцы – ок. Игра душноватая, если вы играете с вдумчивыми оппонентами. Ход вербовщика – мгновение, ход телепатов – пять, десять, пятнадцать минут. При этом вербовщику не особо есть, что делать. Только пробежать, завербовать. А потом слушать рассуждения и споры детективов. В этом смысле игра на любителя. Она не фановая. Нужно думать. Если будете играть шутя – ничего не выйдет. Если в Звере игрок за монстра веселится и может творить всякое презлое, он прокачивается и может ввалить героям, то здесь вербовщик только прячется. Да у него есть слуги, но это так, фигня. Однако, Майнд – классная вещь, крепкая, интересная.
Dead by daylight – посвятил целую статью. Настолка получилась очень бодрой, компактной и рабочей. Здесь никого искать не нужно, но кто и куда побежит в следующем раунде становится известным только в начале раунда. Маньяку нужно просчитывать, хитрить, ставить ловушки, вынуждать. Выжившим, опять же – хитрить, блефовать, но и не терять времени. Мне, как фанату и онлайн-игры, и вообще темы, очень нравится этот картон. Но я бы не рекомендовал гнаться за коробкой и отдавать бешенные бабки, которые нынче некоторые бизнесмены за нее просят.
Город великой машины. Хороший нашенский продукт, приличная настолка. Здесь, как и в ДБД, игроки не прячутся, но где они окажутся в новом раунде - тайна. Пока сыграли две партии без модулей. Один раз машина продула со свистом и скрежетом, а второй раз наоборот – разорвала всех в клочья. Картинки, продакшен – очень хорошо. Но главное – игра увлекает и работает. Я хочу играть еще. Даже, грешным делом, хочу попробовать соло-режим. Единственно что – здесь, пожалуй, не такой работы с просчетом, как в Майнд или даже ДБД. Машине приходится угадывать, куда и кто побежит, играть скорее азартно, нежели интеллектуально.
Подводя итог, могу сказать, что из вышеперечисленных игр Зверь просел сильнее всех, не понравился никому. Город – более-менее одобрен, Майнд – да, кайф, но душно и долго, ДБД – кайф и быстро.
***
Неандертальцы (Neanderthals) – Эклунд гений настолок и человек энциклопедических познаний. Он тебе и Ренессанс, и Афганистан, и космос всякий, и даже вот про древних людей расскажет так, что ты после пары партий пойдешь экзамен в МГУ сдавать. Неандертальцы, впрочем, мало чем напоминают известные и любимые Паксы. Здесь вы своего древнего человека постепенно делаете разумнее, а для того находите ему самок, которых тоже вначале развиваете. Игра учит любить и ценить женщин. У нас есть ручеек карт, но мы их не покупаем, а отправляемся по ним на охоту или что-то подсобрать. И все наши похождения отрабатываются на кубиках. Здесь уже можно вставать и уходить тем, кто любит игры посерьезнее. Кубовость Неандертальцев лично меня удивила и разочаровала. Ну и процесс – очень долго, очень скучно и однообразно. Идея с мозгами древних людей – класс, но потом автор, видимо, ушел пить пивас. После Ренессанса это творение кажется какой-то шуткой.
Костер – ад. Вернее так – для любителей евро, которым хочется еще и оригинальный сэттинг, сам по себе требующий понимания – игра, наверное, ваще кайф. Но мне было грустно и душно. Какие-то гномы, какие-то им порталы, чтобы туда прошли какие-то тётки-жрицы. И так далее. Кромешный бред. Это, как вы понимаете, мои эмоции. Так-то, наверное, хорошая игра для свей аудитории. Больше никогда.
Прага – приятная обычная евруха. Может когда-то еще буду, но сам никогда не попрошу.
Трикерион – компоненты, арты, всё дорого-богато в кубе и квадрате. Но жизни я в этом всем не вижу абсолютно. Тема, на мой вкус, скучноватая, механик много – а это значит, что я вижу только скуку. Надеюсь больше не попасться в сухие лапы евро-фокусников. Для еврунов чудеса, а для других – надувательство сплошное этот ваш Трикерион.
Да, я не любитель еврух, поэтому, на мои заметки по ним не стоит обращать никакого внимания. Просто отчитываюсь, что сыграл. Даже так – в последнее время решил поиграть в них обильно – потому что товарищи просили, и чтобы еще раз проверить чувства. Ответственно могу заключить, что жанр не мой, в большинстве случаев не испытываю ну никакого удовольствия, играя в евро. Исключения есть, но их мало. Играйте в то, что правда дарит удовольствие, иначе пипец.
Нордгард – я ничего не ждал от этого мультфильма, а он, внезапно, очень даже понравился. Ничего нового и сверхъестественного, просто вполне приятные арты, простая прокачка колоды, забавные сражения. Конечно, если сразу забыть о том, что вы собирались здесь увидеть викингов – их здесь нет. Разве что какие-то детские представления о них, а скорее – желание взять солдатиков, чем-то похожих (по мнению детей) на викингов, и погонять их по тайлам. С тайлами может и не повезти. Но вообще – я бы еще сыграл в это. Ничего революционного или гениального, но миленько.
Техену – писал о ней раньше в том духе, что игра хорошая, но вряд ли сяду еще. Однако, египетская романтика снова завлекла, и в этот раз игра понравилась еще больше. Вроде сухо, а вроде и атмосфера есть, и какой-то экшен, даже подсекать друг друга можно. Буду играть еще! Интересно Теотиуокан теперь опробовать! Тоже сухари, но эти я замачивать умею.
Обет – я ждал. И дождался. И уже продаю. В моих кругах игра вообще никого не восхитила. И меня тоже. Отдельно меня разочаровало, что все красочные фракции по сути одинаковые, у них нет никакой истории и никакой асимметрии. Но это ладно. А сам процесс – одновременно любопытный, оригинальный, но оставляет странное ощущение в духе – что это вообще было, во что мы играли? Стратегия? РПГ? Авторам зачет за попытки сделать что-то новенькое и интересное. Им удалось, но это продукт для своей узкой аудитории – правила комплексные, процесс с не очень приятной долей рандомчика. Говорят, что это про отыгрывание и создание истории… Не знаю, не знаю, что там отыгрывать. В общем, если кратко – разочарован.
Dead Reckoning. На русском еще нет, но скоро будет. Вторая партия, спустя где-то год. Богато, красиво. Механики прикольные. Прокачка карты, путем ее переворачивания внутри протектора. Игра скорее хорошая, но какая-то долгая что ли. И не очень веселая. Можно за всю партию, например, так и не сразиться. Только катать бочонки туда-сюда. Вижу, что в игре всё работает и она, наверняка, понравится широкому кругу господ с баблом. Арты, женщины на корабле - вот это слегка портит впечатления, но можно пережить. Особенно теплых чувств эта настолка не вызвала, но и отговаривать кого-то от покупки не стану.
***
В любимчиках остаются Анх, Ктулху Ворс и Пакс Ренессанс. Далее за ними идут Иниш, Блад Рэйдж и, вероятно, тот самый ДБД. Продолжают укреплять позиции Властители, Dark Ages.
Анх просто ван лав. Играем без слияния богов всегда. Лэнгу лучи добра за этот шедевр.
Ктулху Ворс - игроки с опытом, вроде бы. имеют преимущество, но почему-то нередко побеждают новички. И уже потом начинают проигрывать. Важно внимательно вчитываться в свойства фракций, ибо недочитанное слово где-то на планшетках может всё поломать.
Ренессанс - один минус в нем - нужно запоминать, что и кто купил, постоянно мониторить все символы на картах друг друга. Если вы сидите за широким столом - это неудобно.
Иниш - да, красная колода может взорвать ваш умиротворенный зад, порушить вашу тонкую интеллектуальную стратегию, но, Мананнан, какая же это замечательная игра.
Блад Рейдж - многие ругают допик с богами, а мне он очень понравился. Освежает, кое-что запрещает, кое-что позволяет. Не для первых партий, но штука прикольная. И атмосферная.
Про ДБД (Дед бай дэйлайт) сказал - быстро, тематично, вариативино, с тактическими маневрами. И, к моему удовольствию, большая часть тех, с кем я настолю, сказали этой игре да, да, да.
Властители - интересно крутить это всё на ронделе. Чаще бы собираться на эту игрушечку, чтобы хорошенько ее прочувствовать. Это недооцененный брильянт, я считаю, не особенно уступающий тому же Ренессансу в оригинальности. Хотя сравнение провокативное, да.
Dark Ages - шикарная, большая игра, писал о ней отдельно.