Нередко можно услышать, как тяжело человеку живется. Как он старается, старается, а воз словно бы и ныне там...
Почему же так?
Все просто и непросто одновременно.
Когда человека с детства замечали и хвали лишь тогда, когда он сделал столько, что другим не под силу. От чего другие бы сказали- все я больше не могу и не хочу. Столько, что его жизненных сил оставалось лишь на то, чтобы поесть и лечь спать, а порой и без еды. Но зато его родители и близкие говорили- о, вот теперь ты молодец. То ребенок привыкает к тому, что если не делает что-то на грани своих сил, то он не ценен. То его не за что хвалить. Он не ценен. Он... Не нужен. А ребенку без родителей или людей их замещающих- смерть.
И вот ребенок уже вырос и пора бы научиться говорить- я не могу, я не хочу и я не буду. И не только себе, но и другим. Но как только он пытается сбросить с себя излишний груз, из-за которого, для радости жизни просто не остается места, то он сам того не осознавая, начинает испытывать тревогу и страх.
Казалось бы, сбросишь лишнее и идти станет легче и можно увидеть красоту жизни, которую под грузом видно не было. Но не тут то было.
Ведь если я не перерабатываю, не вывожу все сам (сама), без помощи друзей и близких, то я словно становлюсь незаметным, ненужным. И теперь мной точно никто не сможет восхититься- какой же он (она) сильный (ая), как же много может. А кто-то теперь не добавит- нет, я бы так не смог (ла). И не пожалеет...
Ведь все эти слова жалости, восхищения, как бальзам на раненную душу. Вот, меня видят, я ценен, я молодец... А значит я живу...
И ничего, что силы тают с каждым днем и психосоматика лезет то там, то там. Зато эта самая психосоматика, очередной повод для того, что кто-то пожалеет, кто-то посочувствует, кто-то выскажет свое восхищение. Мол, вот какой молодец, болеет, а как тянул все сам (а) так и тянет. Сам (а) со всем справляется и помощи не просит. Какой (ая) сильный.
Как с детства закрепилось, что похвалу и сочувствие нужно заслужить тяжелым трудом, так и живет человек нередко даже не осознавая, что его жертва на самом деле, никому не нужна. И рано или поздно, тот факт, что он взял на себя непосильный груз, начинает вместо похвал, сочувствия и восхищения, вызывать в окружающих раздражение.
Им больше не хочет видеть несчастное лицо человека, его согнутую спину, даже если он и старается выглядеть счастливым, тело не обманешь. Им больше не хочется задаваться вопросом- зачем? Зачем человек берет на себя больше, чем может вынести? Почему он не хочет попросить помощи у других?
Или наоборот постоянно просит, снова и снова повторяя о том, как тяжело ему живется.
Людям хочется видеть рядом с собой счастливых людей и они имеют на это право. И они имеют право злиться на того, кто снова и снова говорит о том, как ему тяжело живется и при этом не принимает помощь.
К сожалению, злость и раздражение других людей, как и восхищение и жалость, только "закаляет" тех кто привык нести больше, чем нужно для жизни. И человек вместо того чтобы менять свои негативные установки, которые далеко не про жизнь, а скорее наоборот. Начинает взваливать на себя еще больше. Ведь когда-то родители именно так его замечали и "гордились" им. Только когда он тащил столько, что не заметить было просто невозможно...
Выход из этого негативного сценария, там же где и вход. То есть в отношениях с родителями.
Но для начала, нужно осознать, что я уже взрослый. И я сам (а) решаю как мне жить. И я сам (а) могу себя похвалить.
Конечно же, это не просто, очень не просто. Ведь когда человек начинает "снимать" с себя то, что уже приросло просто намертво. Ему придется пройти через боль, через страх, через обесценивание. Через обесценивание теми же самыми родителями, которые могут говорить- ууу, я думал ты сильный, а ты...
И тут важно принять единственно верное решение. Которое заключается в том, что я сам! Я сам себя! Я выбираю свою жизнь. И живу ее тоже сам. И ценю себя тоже сам. И помощи от других, а не жалости и восхищения моими страданиями, прошу тоже сам.
И принимаю тот факт, что родители далеко не идеальны, у них куча своих собственных травм и негативных установок. И они имеют право ошибаться, и переносить на ребенка свои собственные ожидания.
Я принимаю родителей такими какие они есть. Я сам дозирую сколько и как нам общаться. Я сам несу ответственность за свою жизнь. И сам скидываю с себя все то, что на самом деле, мне давно не нужно.
(С)Елена Денисенко-Бравицкая