Найти в Дзене

Ноги на стол и бесплатная чарка виски. Серьги в истории Средневековой Европы.

Жорж де Латур "Гадалка"1630г. Все женщины на картине, кроме цыганок-карманниц,  с прикрытыми ушами и без серег.
Жорж де Латур "Гадалка"1630г. Все женщины на картине, кроме цыганок-карманниц, с прикрытыми ушами и без серег.

Серьги, классический вариант, со швензой, продевающейся в проколотое ухо, и подвеской, известны человечеству более 7000 лет. Их использовали как амулет, обрядовое украшение или определяющий знак отличия. Отношение к этому украшению постоянно менялось.

Серьги- украшение унисекс, обычно зеркальные. Могла быть одна, традиционно у мужчин, как знак принадлежности к определённому кругу или сословию. В некоторых культурах по размеру, качеству материала серег можно было определить род, пол, сословие и даже профессию обладателя.

Египетская настенная роспись. В ушах у дам объёмные золотые серьги-диски, показатель знатного рода.
Египетская настенная роспись. В ушах у дам объёмные золотые серьги-диски, показатель знатного рода.

У египтян и ассирийцев серьги указывали на высокое положение. На привилегированное положение указывали в Египте золотые серьги, серебряные- в странах Древнего Востока, Ассрии, Индии, Китая. Но в странах Средиземноморья все было не так однозначно. В Риме серьга из меди или железа- признак рабства, а в Древней Греции- проституции. В то же время серьги из благородных металлов с жемчугом носили состоятельные гречанки и римлянки. Аристократки предпочитали золотые серьги с топазами, сапфирами, гранатами.

В период Средневековья порядочные христианки не носили серьги в ушах.
В период Средневековья порядочные христианки не носили серьги в ушах.

В период Средневековья, под гнётом церковных доктрин, запрещающих изменение тела, серьги попали под запрет. В некоторых случаях запрет нарушался. Так серьга в ухе солдата указывала на единственного сына-кормильца. Аналогичная традиция существовала у казаков.

Даниэль Монбар "Пират".
Даниэль Монбар "Пират".

Серьги продолжали носить весьма одиозные личности: воры, цыгане и пираты. У цыган носимая серьга указывала на сына, родившегося после смерти предыдущего ребёнка и/или единственного ребёнка в семье. У воров- принадлежность к социальному «дну». Пираты вдевали серьгу после захвата корабля. Размер серьги были как индикатор, табель о рангах. Если пират брал на абордаж корабль 10 раз, вдевалась серьга среднего размера. Командир, командовавший захватом корабля, носил серьгу большего размера.

Матросу, прошедшему экватор, тоже вдевали серьгу в ухо. С XVIIв моряк, обогнувший Мыс Горн или пролив Дрейка, по приказу королевы Виктории, мог претендовать на золотую серьгу, чарку виски во всех тавернах английских портов за счёт Её Величества, а также класть ноги на стол и красить ноготь мизинца левой руки. Мореходное дело было опасным и серьга, в случае смерти моряка, служила оплатой его похорон.

Не только серьги не видны, но и ушные раковины прикрыты.
Не только серьги не видны, но и ушные раковины прикрыты.

Ни на одном портрете XVв вы не увидите изображения женщины с серьгами. Более того, на многих портретах этого периода даже уши прикрыты. К примеру, в Нидерландах, уши считались эротической частью тела, поэтому женщинам предписывалось их прикрывать. Христианки XIII-XVвв не прокалывали уши.

Церковь считала, что раз «человек создан по образу и подобию Божьему», то негоже его преобразовывать. В Средние века упор делался на духовное начало в человеке. Все плотское считалось греховным, тело тщательно прикрывали. Серьги попадали под запрет.

В XVв. под напором францисканцев, в Северных областях Италии приняли законы, обязующие еврейских женщин носить крупные серьги. И эта аналогия в отношении женских серег сохранялась в сознании европейцев до XVIв.

К Возрождению запрет со стороны церкви не был аннулирован, но плавно сошел на нет. В XVIв мужчины возобновили ношение серёг, что можно наблюдать на портрете ГенрихаIII.

Жан де Курт "Портрет ГенрихаIII",около 1581г
Жан де Курт "Портрет ГенрихаIII",около 1581г

Возрождение в Италии коснулось не только искусства, но и принесло новую моду. Началось в Венеции. Самой прибыльной профессией в Венецианской республике была профессия ювелира. Как ни старались власти указами ограничить роскошь, венецианцы обходили запреты. Можно носить одну цепочку определенного веса? Тогда каждый день это будет новая цепочка! Ювелирные украшения существовали для любой части тела: налобные фероньерки, аграфы для причесок, ожерелья, цепочки, кольца, перстни, броши. Как можно было обойти уши?

Тициан "Женщина в белом". Жемчужные серьги дозволялось носить только замужним дамам.
Тициан "Женщина в белом". Жемчужные серьги дозволялось носить только замужним дамам.

Сохранилась дата первого «выхода в свет» женских серёжек, мужские одинарные серьги уже были в ходу у моряков. В 1525г некая сеньора из семьи Санудо появилась на балу с серьгами в обоих ушах! Такая эскапада не прошла незамеченной, дамы были шокированы. И вскоре все венецианские аристократки украсили свои уши серьгами!

Паоло Веронезе "Портрет дамы"
Паоло Веронезе "Портрет дамы"

Из Италии мода на женские серьги распространилась по Европе. Но так как существовали некоторые описанные выше предубеждения, то окончательное принятие этого вида украшений стало возможным только при ЛюдовикеXIII, но парики ЛюдовикаXIV опять ослабили позиции серег.

Якоб Фердинанд Вуэ"Женский портрет"XVIIв. Прическа а-ля Манчини позволяла показать серьги во всей красе.
Якоб Фердинанд Вуэ"Женский портрет"XVIIв. Прическа а-ля Манчини позволяла показать серьги во всей красе.

Но серьги не сдают позиций. Сейчас возможны варианты, не требующие прокалывания ушей: каффы, клипсы. Или требующие и ооочень большого отверстия-тоннели.

Серьги привлекают внимание к глазам. Считается, что их размер должен быть не меньше радужки глаза и соотноситься с пропорциями лица. А в остальном все зависит от ваших предпочтений.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк.

Иллюстрации взяты из журналов "История моды" и интернета.