Если говорить о студенте, а это юношеский возраст -17-23года, то следует понимать, что на первый план в его жизни выходят такие стремления, как: рефлексия, самоопределение и осознание собственной индивидуальности.
Мотивация формируется на мотивах, связанных с будущем юноши или девушки, что и побуждает к учебной деятельности.
А теперь представьте, что если в самоопределении юноша (девушка) вдруг начинает понимать, что его выбор был не обдуманным или ошибочным, и он не видит свое будущее связанное с этой выбранной профессией, то мотив к обучению пропадает. И юноша или девушка оказывается перед непростым выбором, между осознанием бесполезностью продолжать обучение, и давлением взрослых, где диктуется убеждение: «Ты должен закончить начатое дело и получить образование».
Да, ладно бы, если обучение – бесплатное, а если вложены немалые средства, то предпосылки к возникновению чувства вины и стыда – налицо. Налицо, в этом случае и конфликты с взрослеющим чадом, после чего отношения портятся в конец. Возможно ли в таком случае иметь достаточно сил, энергии и мотивация для обучения, как считаете? Согласитесь - непросто! А порой и невозможно!
Поэтому, если мудрый родитель поддержит своего сына или дочь в любом его решении, то:
1. Он будет признателен и благодарен за принятие и поддержку;
2. У него будет достаточно энергии, чтобы двигаться в выбранном им направлении: будь то работа, армия или другой факультет;
3. Вы получите гарантию на доверие в будущем в те моменты, когда ему или ей будет в жизни трудно, не возникнет сомнений, что вы его поддержите вновь.
Согласитесь, это уже не мало.
И еще один момент, очень важный.
Поддержка - это не значит пообещать посадить свое чадо на довольствие и продолжать обеспечивать материально: купить квартиру, найти ему работу и т.д..
Поддержка – это лишь согласие на его выбранный новый путь! «Хорошо, я принимаю любое твое решение, но теперь только за твой счет».
Показывая тем самым, что сын или дочь, не желая учиться, вступает в самостоятельную жизнь, где он(а) обеспечивает свое благосостояние уже сам(а). Это точно поможет понять, что его решение - это еще и ответственность, которая теперь принадлежит только ему.
Если мы говорим о мотивации подростка, а это возраст от 11-14 лет,
то здесь нужно обратить внимание на его возрастные особенности, прежде всего.
Здесь на первый план, как вы уже заметили, выходит далеко не интерес к учёбе, а именно:
- Интерес к собственной личности до предела эгоцентризма;
- Он хочет и видит больше, чем имеет способности и возможности для реализации своих представлений, и считает, что изучение некоторых предметов -пустая трата времени, ведь он мыслит глобально;
- Проявляет упрямство и протест, как способ проявления воли;
- Стремление к риску, героизму и неизвестному;
- Социум и определение своего места в нём, как признак успешности и самоутверждения.
Как видите, здесь нет места родителю, необходимости его участия в жизни подростка в той форме, что раньше. И тем более интереса к процессу обучения.
Авторитет родителя если высок, и эмоциональная связь сохранилась, тогда подросток способен прислушиваться к тому, что говорит авторитетное лицо, если этого нет, то влияния «ноль», как бы нам этого не хотелось.
Поэтому, все, что может сделать мудрый родитель:
1. Во-первых, перестать давить, властвовать и контролировать процесс обучения, даже тогда, когда вам страшно «пустить всё на самотёк» и есть сомнения в том, что он справиться без вашего участия. Скорее, все станет хуже, но на время. Потому как вы будите проявлять интерес к его успехам или неудачам и лишь спрашивать: «Тебе нужно мое участие или помощь?», если нужно - поможете, если нет, то скажите: «Я не сомневаюсь, что ты справишься сам». Для чего это нужно?
Чтобы ваш сын или дочь наконец почувствовали вашу роль и значимость рядом с собой.
2. Во-вторых, и самое важное – взял полностью ответственность за то, что давно уже ему должно принадлежать - это его учеба. Где есть шанс, что его «падение» вниз, даст понять подростку, что он САМ стоит перед выбором –«падать» дальше, или начать вставать на ноги. И в этот момент ему важно видеть, что вы готовы быть рядом и поддержать тогда, когда он вас об этом просит. Где вы его не критикуете, не стыдите, не читаете нотации, а терпеливо ждёте его решения.
Желаю вам, дорогие родители, мудрого подхода к обучению ваших детей, терпения, и понимания, что их жизнь принадлежит уже давно не вам!
Если же вам нужна моя помощь онлайн или личная встреча, как психолога, то звоните или пишите:
+79039910483, +79132428055 (WhatsApp)