Найти тему

Топ-5 лучших новых фильмов 2023

1. «Подземелья и драконы: Честь среди воров»

В сказочной стране бард (Крис Пайн), промышлявший воровством, вместе с подругой-воительницей (Мишель Родригес) сбегает из тюрьмы и собирает шайку, чтобы отомстить предавшему их мошеннику (Хью Грант), забрать у него свою дочь и, возможно, оживить погибшую жену.

На редкость симпатичный фильм в крайне подозрительном жанре «экранизация настольной ролевой игры» (в случае «Подземелий» уже не первая попытка). Сценарно-режиссерский дуэт Голдштейна и Дейли, пришедший из комедии, воспользовался марвеловскими наработками и сочинил что-то вроде «Стражей Галактики» в мире средневекового фэнтези: основной акцент сделан не на экшен и спецэффекты (хотя подземелья и драконы тоже не забыты), а на шутки и гэги. Все очень бодро и добродушно, Хью Грант наслаждается ролью злодея, нехитрый сюжет легко раскладывается на квесты, фан-сервис присутствует, но умеренно. При этом в прокате фильм, явно задуманный как старт франшизы, попал под каток «Братьев Марио» и провалился. Уже обещанный телесериал, видимо, все равно состоится, а вот кинопродолжение выглядит маловероятным.

2. «Air: Большой прыжок»

-2

Есть расхожий критический штамп про режиссеров, которые настолько хороши, что способны увлекательно экранизировать и телефонную книгу. Так обычно говорили про Хичкока, но и сегодня есть авторы, к которым этот ярлык вполне подходит. Бен Аффлек в их числе.

Лишенную хоть какого-либо внятного конфликта историю о том, как несколько богатых белых мужчин стали еще более богатыми благодаря одному (тоже не то чтобы бедному) черному спортсмену, Аффлек превращает в совершенно завораживающее кино, от которого не оторваться и которое еще труднее — пересказать после просмотра. Признак настоящей режиссуры!

Но смысл в этой работе, конечно же, есть. «Air: Большой прыжок» — жизнеутверждающий фильм о поисках смысла в повседневности и о том, что порой надо ставить все на кон бессмысленной для окружающих, но важной лично для тебя цели.

3. «Кто убил BlackBerry»

-3

Жутко недооцененный байопик о компании, которая первой массово начала производить телефоны-компьютеры, но в итоге не успела за трендами и осталась артефактом из буйных нулевых. В первой половине — вроде бы типичная голливудская история успешного успеха. В итоге — отповедь американской мечте и яркий антипод Air Бена Аффлека. Если у того герои хитростью и смекалкой добивались для себя хеппи-энда в виде мультимиллиардного контракта, интеллект персонажей «Блэкберри» приводит их в прогнивший насквозь мир большой коммерции. Где талант перемалывается в посредственность, а смелые пионеры превращаются в ворчащих седых стариков, тщетно пытающихся угнаться за прогрессом.

Режиссер Мэтт Джонсон, кажется, переводит историю Blackberry в пространство кино о кино. Как и герои в начале картины, он сам человек малоизвестный, только-только пробивающийся в большую индустрию из скромных канадских инди-фильмов. Режиссер как бы сразу ставит себе ориентиры: настоящий успех, говорит он, — это не заработать больше всех денег и стать самым известным, а остаться собой. И если быть собой — это оставаться лузером, значит, так оно и надо. Не зря сам Джонсон играет в фильме чуть ли не единственного героя, который под давлением денег остается верен себе: продолжает ходить в офис в смешной одежде и возмущается, когда корпоративные начальники запрещают вместо работы смотреть фильмы.

4. «Переводчик»

-4

Гай Ричи впервые не смеется; наоборот, бьет в набат. Киноповесть о настоящем человеке — даже о двух, поочередно спасающих друг друга под палящим солнцем, — снята как обвинение американской администрации, побросавшей (якобы) своих союзников при уходе из Афганистана. Эксперты-политологи скажут: преувеличение, искажение фактов, но из кинозала все смотрится иначе. Жанр военно-колониальной драмы требует и интернациональной дружбы (примеров куча, от Фенимора Купера до «Лоуренса Аравийского»), и равнодушных штабных генералов в высоких кабинетах, и запоя главного героя после дембеля, и финального полета звездно-полосатых валькирий. Фильм идеально смотрится и под чисто российским облаком тегов: #Афган, #истерн, #душманы, #своих_не_бросаем… Тем более что самый народный режиссер России тут показывает себя мастером военного саспенса не хуже Дени Вильнёва и певцом фронтового братства не слабее Балабанова.

5. Оппенгеймер

История жизни американского физика Роберта Оппенгеймера, который стоял во главе первых разработок ядерного оружия.