Найти тему
Inside Avia

MAYDAY FUEL над Римом

Почти 6 лет потребовалось Итальянскому агентству по расследованию авиационных происшествий (ANSV), чтобы опубликовать отчет по инциденту с Airbus A319 Air Moldova, экипаж которого объявил MAYDAY по причине низкого остатка топлива.

5 ноября 2017 года 15-летний борт ER-AXM выполнял рейс из Кишинева (Молдавия) в аэропорт Фьюмичино (Рим, Италия). При заходе на ВПП 16L экипаж ушел на второй круг (причина: усилившиеся, по докладам диспетчера, порывы ветра до 29 узлов), совершил повторный заход и вновь ушел на второй круг с высоты 700 футов над уровнем аэродрома (причина: турбулентность, ветер с порывами до 31 узла, "провал" под глиссаду). Далее пилоты приняли решение об уходе на запасной аэродром в Болонью (~180 морских миль), но при пересечении эшелона FL160 подали сигнал бедствия из-за малого остатка топлива, развернулись в Фьюмичино, в третий раз ушли на второй круг (с высоты 1000 футов над аэродромом) и наконец-то сели, выполнив визуальный заход.

В районе аэродрома в тот день была активная грозовая деятельность с вытекающими явлениями: сдвиг ветра, турбулентность, порывы ветра.

Погода за 14:20 UTC: LIRF 051420Z 16006KT 100V200 9999 -RA VCTS FEW005 FEW015CB SCT035 14/14 Q1009 RETSRA 882904// BECMG NSW=

-RA ‒ cлабый дождь;

VCTS ‒ гроза в районе аэродрома (участок от 8 до 16 км от контрольной точки аэродрома);

FEW005 ‒ незначительная облачность с нижней границей 500 футов;

FEW015CB ‒ незначительная кучево-дождевая облачность с нижней границей 1500 футов;

RETSRA ‒ недавно была гроза с дождем.

Погода за 13:50 UTC: LIRF 051350Z 20011KT 150V240 1500 0500N +TSRA SCT005 BKN010CB BKN020 13/13 Q1010 NOSIG=

20011KT ‒ преобладающий ветер 200 градусов 11 узлов;

150V240 ‒ ветер переменного направления от 150 до 240 градусов;

1500 ‒ метеорологическая (горизонтальная) видимость 1500 м;

0500N ‒ видимость на севере 500 метров;

+TSRA ‒ сильная гроза с дождем;

SCT005 ‒ разбросанная облачность с нижней границей 500 футов;

BKN010CB ‒ значительная кучево-дождевая облачность с нижней границей 1000 футов.

Погода за 13:20 UTC: LIRF 051320Z 31013G24KT 280V340 2000 1000N +TSRA SCT007 SCT010CB BKN020 BKN030 13/12 Q1011 NOSIG=

31013G24KT ‒ ветер 310 градусов 13 узлов с порывами до 24 узлов;

+TSRA ‒ сильная гроза с дождем.

Расследователи выявили серьезные упущения в процессе подготовки и планирования рейса, направляющегося на аэродром с активной грозовой деятельностью по таким параметрам, как выбор запасных аэродромов (они находились недалеко друг от друга и все оказались под воздействием непогоды), расчет необходимого количества топлива. Кроме того, были нарушены процессы принятия решений в полете и взаимодействия в экипаже.

BECMG и TEMPO в коде TAF. Метеоминимумы. Принятие решения на вылет

Расчёт топлива на полет. Mayday Fuel, Minimum Fuel

В момент объявления FUEL MAYDAY на борту оставалось 2 тонны топлива. При третьем заходе диспетчер Вышки доложил о сильной грозе с дождем и ветре с порывами до 27 узлов. На высоте 740 футов по радиовысотомеру сработала сигнализация о сдвиге ветра и экипаж вновь ушел на второй круг. Остаток топлива: 1518 кг.

Про зоны грозовой деятельности

Когда оставалось 1200 кг топлива (final reserve fuel), КВС запросил визуальный заход и успешно его выполнил. После посадки в баках оставалось 1077 кг топлива (по некоторым данным, на 100 кг меньше). Перед вылетом из Молдовы на самолет было загружено 8272 кг топлива, из которых trip fuel ‒ 4957 кг, alternate (LIRA) ‒ 1010 кг. Остальное топливо относилось к extra, contingency и final reserve.

Лекция по метео (запись стрима на Boosty)

Основным запасным аэродромом был выбран Чампино (LIRA), расстояние до которого от Фьюмичино всего 15 морских миль. Это стало нарушением европейских авиационных правил, так как на момент вылета экипаж был осведомлен о прогнозируемой погоде в пункте назначения. Метеообстановка была кратно лучше в аэропорту Неаполя (~128 морских миль от Фьюмичино), но его в список запасных не внесли.

Наши основные медиаресурсы:

Telegram (главная платформа)

Boosty (эксклюзив)