Найти тему
Кинопрожарка

«Женитьба Бальзаминова». Как и где снимали одну из лучших комедий нашего кино

Для съёмок «Женитьбы Бальзаминова» был необходим типично русский город, которому предстояло сыграть роль Москвы середины 19-го века. Так выбор режиссёра Константина Воинова пал на Суздаль. В его понимании натура для такого фильма должна была словно сойти с полотен художника Кустодиева – ярких, красочных, живых. Но на деле древнерусский посад, который тогда ещё не превратился в раскрученный туристический объект, являл собой куда менее приятное глазу зрелище – неухоженный, неприглядный, серый. Какой там Кустодиев...

Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова" (1964). Фото из открытого источника
Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова" (1964). Фото из открытого источника

Торговые ряды имели самый унылый обшарпанный вид, не лучше выглядел и храм на площади. И тогда Воинов решил город... загримировать. Здания на улицах, где были выбраны места для съёмок, побелили, подремонтировали, покосившиеся заборы поправили. Улицы очистили, столбы с проводами по возможности убрали или спрятали. И город заиграл, и не просто так, а в кино.

«Женитьба забальзамированного»
Константин Воинов и Георгий Вицин были старыми добрыми друзьями, и Воинов давно мечтал снять Вицина в своей картине. Когда появилась идея экранизировать в одном фильме сразу три пьесы А.Н. Островского: «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», и «Зачем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)», сыграть главную роль в нём должен был Вицин и никто другой. Но с приближением съёмок Воинова всё сильнее тревожил вопрос, сможет ли 47-летний Георгий Михайлович сыграть 25-летнего молодого человека Мишу Бальзаминова таким, каким его образ написал Островский, и задумал перенести на экран сам Воинов?

Нонна Мордюкова и Георгий Вицин составили блистательный комический дуэт. Фото из открытого источника
Нонна Мордюкова и Георгий Вицин составили блистательный комический дуэт. Фото из открытого источника

И Вицин эти сомнения почувствовал. Понимая, что роль «его», Георгий Михайлович единственный, пожалуй, раз в своей карьере настоял на том, чтобы роль отдали именно ему – на «Мосфильме» прошли пробы сразу несколько очень достойных актёров, так что выбор у Воинова имелся. Разговор, по словам дочери постановщика Елены Воиновой, был откровенным: Вицин предложил приступить к съёмкам с ним, но в случае, если его работа режиссёра не устроит, расстаться без обид. К штатному гримёру Георгий Михайлович не обращался, гримировался сам: замазывал морщинки, наносил тон, рисовал забавные веснушки – и входил в кадр помолодевшим прямо на глазах.

К началу съёмок фильма "Женитьба Бальзаминова" Георгию Вицину исполнилось 47 лет. Фото из открытого источника
К началу съёмок фильма "Женитьба Бальзаминова" Георгию Вицину исполнилось 47 лет. Фото из открытого источника

Но, конечно же, отлично выглядеть ему помогал не только грим или нарисованные веснушки: Вицин всегда следил за весом, не увлекался спиртным, не курил, высыпался, делал физические упражнения и занимался йогой и медитацией. А ещё обладал уникальным талантом перевоплощения, ведь правдоподобно сыграть молодость при помощи одного только грима на лице, даже самого грамотного и удачного, невозможно. Очень важны физическая форма, пластичность движений, лёгкость походки, разумеется, взгляд, – в общем, то, что принято называть органикой. И уж у кого у кого, а у Вицина с этим всё было в самом большом порядке.
Ну а сам он придумал для фильма смешное название с лёгким намёком на свой возраст – «Женитьба забальзамированного».

Купчиха Белотелова
Как ни удивительно, но для признанной советской звезды Нонны Мордюковой роль купчихи Домны Евстигнеевны Белотеловой стала первой работой в комедии. Комедий вообще снимали мало. К своим 40-ка годам Морюкова чаще всего выступала в амплуа русских женщин из серии «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Решение Воинова пригласить её на роль Белотеловой в пару Вицину-Бальзаминову казалось нелогичным, но внезапно монументальная Мордюкова и хрупкий моложавый Вицин составили превосходный комический дуэт. К тому же типаж актрисы соответствовал образу кустодиевской красавицы, какой и положено быть исконной русской московской купчихе.

Ради короткой сцены поцелуя актёрам пришлось отработать больше 20 дублей Фото из открытого источника
Ради короткой сцены поцелуя актёрам пришлось отработать больше 20 дублей Фото из открытого источника

А вот съёмка сцены поцелуя, в которой Белотелова припирает к стенке ошалевшего Мишу, шла с трудом, хотя и стала одной из самых смешных в фильме. Понадобилось сделать больше 20 дублей, прежде чем работа измученных на палящем солнце актёров в тяжёлых костюмах устроила режиссёра Воинова.

Сваха (Лидия Смирнова) успела возненавидеть и пироги, и своего возлюбленного. Фото из открытого источника
Сваха (Лидия Смирнова) успела возненавидеть и пироги, и своего возлюбленного. Фото из открытого источника

Сваха
Досталось в этой сцене и Лидии Смирновой. Ей целых семь дублей пришлось с аппетитом поедать увесистый кусок пирога с вареньем. Смирнова так устала от недовольства, даже грубости Воинова и засохшего на солнце и усиженного мухами пирога, что была близка к истерике и в сердцах решила прекратить работу на картине, а заодно свой многолетний роман с Воиновым. Оба были несвободны, но провели не один десяток лет в этих отношениях, подробности которых обсуждало всё советское киносообщество.

Лидии Смирновой сделали сложный "некрасивый" грим. Фото из открытого источника
Лидии Смирновой сделали сложный "некрасивый" грим. Фото из открытого источника

Конечно же, покидать картину Лидия Николаевна и не подумала: она была очень рада острохарактерной роли свахи. В этот период своей творческой жизни актриса переходила с образов героинь на характерные, и сваха Акулина Гавриловна стала для неё настоящим подарком судьбы. Таким, что Смирнова, всегда дорожившая своей эффектной внешностью, решила как следует её испортить: чтобы увеличить и расширить нос, в него вложили специальные вкладыши и некрасиво вздёрнули вверх. Вкладыши были и во рту. Привлекательное лицо актрисы изменилось, мягко говоря, не в лучшую сторону. Смирнова нашла для своей героини ещё одну гротесковую краску – она начала смешно пришепётывать. Помните? «Вот ты спроси — чем я не бита? Кочергой — бита, поленом — бита, о печку — бита!... О — вот печкой не бита.»

Дуры
Роли Капочки, Устиньки и купчихи Ничкиной исполняли Жанна Прохоренко, Людмила Гурченко и Тамара Носова. Перед съёмкой актрисы обсуждали, как им следует играть своих героинь, какие краски выбрать, чтобы в условиях очень небольшого хронометража получилось достойное комедийное трио. И никак не могли прийти к согласию. Разговор услышал Николай Крючков, исполнитель роли купца Неуеденова, и предложил простой, как всё гениальное, выход:
«А чего здесь обсуждать? Всё же ясно – вам надо дур играть! Классических дур и ничего другого.»

Капочка (Жанна Прохоренко) и Устинька (Людмила Гурченко). Фото из открытого источника
Капочка (Жанна Прохоренко) и Устинька (Людмила Гурченко). Фото из открытого источника

Дуры получились что надо. Особенно хороша Тамара Носова, которой всегда удавались роли разнообразных идиоток. В «Женитьбе Бальзаминова» эта сторона дара актрисы достигла своей наивысшей точки – из тётушки фонтаном бьёт такой поток сознания, что любо-дорого. Эта женщина начисто лишена способности хотя бы немного думать, а не только вываливать на окружающих то, что она где-то услышала и переврала в силу крайнего скудоумия. Причём все процессы, бурлящие в её голове, немедленно отражаются на лице, по которому идиотские мысли просто бегут наперегонки.

Великолепная Тамара Носова. Фото из открытого источника
Великолепная Тамара Носова. Фото из открытого источника

Сёстры Пежёновы
Некоторые чёрточки этих перезрелых барышень придумал сам Воинов. Он написал для них стихи на французском, не зная на этом языке ни единого слова, придумал танец зитроль, которого никогда не существовало в природе. Походку и лихой канкан в кринолинах помог поставить тоже он.

Инна Макарова и Надежда Румянцева в ролях сестёр Пежёновых. Фото из открытого источника
Инна Макарова и Надежда Румянцева в ролях сестёр Пежёновых. Фото из открытого источника

А вот за сцену похищения Раисы ветреным коротышкой Лукьян Лукьянычем следует сказать большое спасибо опытной актрисе Инне Макаровой. Она долго думала, как подавать свою героиню. И поняла, что играть нужно... курицу, которая кудахчет от удовольствия не в силах думать, что же будет дальше. Впрочем, увозят её уже не в первый раз.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Маменька Миши
Трудно в это поверить, но маменьку Бальзаминова сыграла одна из первых красавиц «Мосфильма» Людмила Шагалова, которая, к слову, была на шесть лет моложе своего киносына Георгия Вицина. Актриса, привыкшая всегда выглядеть безупречно, со вкусом одеваться и быть центром мужского внимания, сначала восприняла приглашение Воинова болезненно. Она подошла к зеркалу, задаваясь печальным вопросом:
«Неужели всё, неужели я - старуха?!» Но Шагалова как настоящий профи не боялась смелых экспериментов.

Людмила Шагалова в период работы над фильмом "Женитьба Бальзаминова". Фото из открытого источника
Людмила Шагалова в период работы над фильмом "Женитьба Бальзаминова". Фото из открытого источника

Разумеется, никакой старухой ухоженная 41-летняя женщина не была, поэтому старить её приходилось искусственно и подолгу: на лицо наносили специальный клеевой состав, обрабатывали его паром, потом накладывали грим, добиваясь дряблости и морщинок. Не менее кропотливо Людмила Александровна создавала походку, сутулость, манеры и интонации малообразованной пожилой женщины. И получила превосходный результат. А ведь с маменькой Воинов почти зашёл в тупик: он безуспешно перепробовал почти всех возрастных актрис студии, но все они желали казаться моложе и симпатичнее героини. На Шагалову вышел случайно, увидев пробы к детскому фильму «Сказка о потерянном времени», где ещё более молодая Людмила играет старушку.

А это - героиня Шагаловой. Фото из открытого источника
А это - героиня Шагаловой. Фото из открытого источника

Химка и Матрена
Ещё одной актрисой, которую трудно узнать, в фильме стала эффектная и очень тогда популярная Татьяна Конюхова. Зрители отказывались верить, что в роли нечёсаной босоногой дворовой девки сестёр Пежёновых снялась их любимица, которая до этого играла лишь главные роли красавиц.

Полноправным соавтором образа Матрёны стала Екатерина Савинова. Фото из открытого источника
Полноправным соавтором образа Матрёны стала Екатерина Савинова. Фото из открытого источника

Матрёну в исполнении Екатерины Савиновой узнать, конечно, несложно. Актриса привнесла в образ много импровизации – это Савинова придумала для героини смех и манеру говорить, походку вперевалку и полноту, которую получали с помощью толщинок, закреплённых на теле актрисы. Это она, красавица, не побоялась быть такой неотёсанной, смешной и некрасивой.

Первая роль в комедии будущей комедийной звезды Натальи Крачковской. Фото из открытого источника
Первая роль в комедии будущей комедийной звезды Натальи Крачковской. Фото из открытого источника

Девушка лёгкого поведения
Жена звукооператора фильма Василия Крачковского Наталья оказалась на съёмках случайно – приехала на пару дней к мужу. Крохотная роль жрицы любви досталась ей тоже случайно. И случайно или нет, но положила начало галерее комедийных образов, которые актриса сыграет позже у Леонида Гайдая и других режиссёров. А пока это было мимолётное появление на экране без слов, от которого отказались другие актрисы.

***
На премьеру этого фильма в столичном кинотеатре «Художественный» был вызван усиленный наряд конной милиции. Почему? Да потому что незадолго до этого по Москве прошёл слух, что в провинциальном Суздале при самом скромном бюджете Воинов снял невероятный фильм, настолько хороший и смешной, что монтажёры и другой технический персонал «Мосфильма», работавший над ним, хохотали до упаду. Люди всеми правдами и неправдами пытались попасть на премьеру, так что дисциплину и порядок на Арбатской площади пришлось поддерживать силами конной милиции.
В 2024 году фильму «Женитьба Бальзаминова» исполнится 60 лет.