1. Укладывание!
Самая распространённая «боль» каждой мамы: как сделать так, что малыш сам захотел в кроватку, да ещё и желательно, чтобы побыстрее заснул с наименьшими затратами сил со стороны мамы?
Поделюсь своим опытом. Я договорилась с детьми, что сказку рассказываю только если они полностью готовые (переодетые, после всех гигиенических процедур и убранных игрушек) оказываются в кроватке к 21.00. Это очень стимулирует девочек приходить вовремя и не прокрастинировать при сборах. И всегда вопрос: «Мама, мы успели на сказку?»
Укладывание у нас проходит так (детям 2,5 и 5 лет). Рассказываю сказку (раньше было по две сказки на каждый сон – дневной и ночной), потом читаем отрывочек из Евангелия (это старшая дочь просит сейчас сама). Потом делаю что-то телесное для расслабления: «колбаска» (катаем ребенка, приговаривая «катись колбаска по Малой Спасской»), «сосиска» или массаж.
Затем старшая ложится в свою кроватку и засыпает, а младшая «укатывается», т.е. ворочается по большой кровати, пока не уснёт. Я в это время спокойно читаю с ними в комнате. Ведь они уже напитались общением и мамино внимание им больше не нужно: достаточно присутствия.
«Мамина сказка» - это быстрее, чем читать книгу + это что-то более личное. «Мамину сказку» можно и нужно рассказывать в темноте, а потому она способствует более быстрому засыпанию, чем чтение книги. Хотя, конечно, и книги, как авторские, так и народные, мы тоже читаем: в течение дня или в дополнение к маминой сказке, перед тем, как идём в кровать.
2. С выполнением любого действия, которое не любит делать ребёнок. Мало кто сам бежит чистить зубы или убирать игрушки. Поэтому после чистки зубов у нас прилетает зубная фея, о которой я раньше рассказывала сказки, да и сами щетки у нас в возрасте детей 1-2,5 года были «говорящими»: звали ребёнка чистить зубы и рассказывали разные истории.
Для уборки игрушек у нас были сказки о трудолюбивых белочках, которые все время убирались. В случае, если дети медленно одеваются, я вспоминаю, как собачки из моих историй на ночь проходили учения перед полетом в космос. Дети воображают себя такими собачками и быстро собираются.
3. Если ребёнок проснулся не в настроении. У нас такое было довольно долго. На этот случай у меня был зайчик, который вдруг прибегал и случался импровизированный мини-спектакль. Иногда даже шумовая сказка. Есть прекрасный пример такой сказки в книге Елены Гринталь.
4. Помочь ребёнку прожить какой-то момент (сказкотерапия).
5. Развить IQ, EQ, духовный интеллект, передать свои ценности. Здесь важно понять свои ценности и подобрать соответствующие сказки.
6. Развить правополушарное мышление и творческий потенциал мамы и ребёнка. С 4 лет моя дочь уже сама рассказывает интересные сказки себе или младшей сестре. Это даёт мне возможность выдохнуть, потому что девочки заняты друг с другом. А ещё они часто играют вместе по сценариям моих сказок на ночь.
7. Укрепить привязанность между мамой и ребёнком. Когда моей старшей было полгода, я попала на курс психолога, мамы четырёх детей, которая сказала такую важную для меня вещь: «Не надо развивать детей до шести лет. Ребёнок разовьётся и сам. Надо создать для этого условия».
Привязанность - необходимое условие для развития и воспитания. Причём в одной из моих любимых книг по воспитанию (кажется, у Сирсов) я как-то прочитала, что особенно важно, как вы взаимодействуете с ребёнком утром, когда он проснулся, и вечером, когда он засыпает. Сказка невероятно прекрасно встраивается сюда.
8. Передать культурный код. Это больше относится к народным сказкам, нежели к тем, которые сочиняет мама для своего ребенка, но тут важно, чтобы хотя бы иногда мама их не читала, а рассказывала.
9. Укрепить ведущую роль мамы, которая важна для воспитания.
С ЧЕМ НАМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СКАЗКА, ПРИДУМАННАЯ МАМОЙ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЁНКА?
17 октября 202317 окт 2023
38
3 мин