Найти тему

РЕБЁНОК КАК ЗАДАЧА

Мы легко видим ребёнка как обузу, как надежду, как предмет любви, но в нашей культуре нет понятия о ребёнке как о задаче. Это не значит, что родители не думают о том, как устроить будущее ребенка, не выбирают школы или институты для него. Они даже следят, чтобы их ребёнок дружил с правильными друзьями. Но сам подход к ребёнку как к задаче, отсутствует.

При этом надо отметить, что матери хоть и не думают, что ребёнок – это своего рода задача, глядя на него чуют задачность, можно сказать, на биологическом уровне, то есть материнским сердцем, с самого раннего детства. Поскольку в этом возрасте ребёнок еще не определился со своим жизненным путем, усилия матерей чаще всего оказываются напрасными, и ребенок, вырастая, уйдет своей дорогой.

Отцы обычно гораздо позже начинают задумываться о пути своих детей. Ближе к поступлению в институт. Они действуют, когда действуют, именно так, как надо действовать при решении задачи, просто в силу того, что так работает их разум. К сожалению, к этому времени ребёнок уже стал для отца из задачи загадкой. Упущено время для исследования.

Поэтому стоит сказать следующее.
Во-первых, не будет лишним уже при рождении ребёнка определиться с тем, хотите ли вы помогать ему раскрыться в этой жизни, или же не будете вмешиваться в его развитие. В некоторых случаях не вмешиваться – самое верное решение, достаточно обеспечить ребенка всем необходимым, веря в то, что он сам справится.

Такой подход бывает верным, когда приведённый вами в этот мир ребёнок в том мире, откуда мы приходим, выше вас по развитию, и ему нужно лишь родиться у родных душ.

Как это определить?

Вообще-то, всё очень просто: если вы с любовью глядите на своего ребенка и ощущаете, что он умный и далеко пойдет, вы научились видеть главное. Теперь остаётся лишь наблюдать за тем, не проявятся ли у него какие-то слабости, которые могут испортить его жизнь. С преодолением слабостей стоит помогать, остальное он сделает сам.

Другое дело, если ребёнок пришёл вашего уровня или ниже. Вы постоянно видите, что вашему ребенку нужна помощь, он пришёл в этот мир учиться, и вы ему нужны именно ради этого. В таком случае очень нужно стать учителем или наставником своему ребенку.

Но наша культура ловит нас в ловушки власти или образцов поведения, и мы начинаем навязывать ребенку то, что считаем правильным, вместо того чтобы понять его и помочь извлечь максимум пользы из воплощения.

Как понять своего ребенка?

Наблюдая за ним во всех жизненных проявлениях и создавая описание его сущности. Сущность – это глубинная часть сознания ребенка, в которой хранятся не знания и способы поведения, а способности, определяющие его склонности. Точнее – способности и их отсутствие. Видеть, что у ребенка отсутствует какая-то важная для жизни способность не менее важно, чем видеть, к чему у него есть дар.

Таким образом, наблюдая за ним во всех проявлениях, можно составить своего рода карту способностей своего ребенка, состоящую из двух частей: что есть и чего нет. При этом то, что есть тоже разбивается на две части: общие способности и одарённости. Это тоже очень важно выделить, потому что мы склонны вкладываться именно в одарённости, тем самым создавая перекос в развитии ребенка.

Но работа со способностями не так однозначна. Часто как раз развивать талант вредно, потому что таланты – это то, над чем человек уже поработал в прошлых жизнях. И ему, быть может, больше не надо их развивать в этой. Заставить его пойти по пути своего таланта, это пустить его по лёгкому пути, что даст ему успешность в жизни, но изуродует его душу.

Впрочем, работа эта сложная, и о ней надо рассказывать подробнее. Начать же её надо с овладения способами исследования, то есть выявления скрытого содержания сознания. Это тем более важно, что поможет и в понимании себя.

Лучшие инструменты самонаблюдения и наблюдения за ребенком – это речь и действия. В речи и делах мы являем, то есть делаем явным то, что в нас скрыто.

Александр Шевцов, историк, этнограф, доктор психологических наук, автор многочисленных книг, в том числе серии «Полное собрание русских сказок»