Вопрос о том, что, собственно, такое игра и какое значение имеет игрушка, кажется всё более трудным. Чересчур легко понятие "игра" путают с простой занятостью чем-либо. Взрослые рады, когда ребёнок занят чем-нибудь, и слишком редко задаются вопросом, какие силы каждый раз стимулируются в ребенке и побуждаются к деятельности.
Иногда считают, что в игре дети должны, главным образом, "побеситься", но это большое заблуждение. "Беситься" - не является ни состоянием, свойственным человеку, ни в какой-либо мере оправданной манерой детской игры, самой совершенной формой которой является как раз равновесие между бьющей изнутри силой творчества и внешней данностью.
Когда дети "бесятся", отчетливо видно, что они всё больше и больше выходят из себя, и тогда взрослому трудно воздействовать на них словом, и они с трудом и не без помощи дисциплинарных мер могут вернуться к спокойной игре. Наполненное смыслом, безусловно необходимое движение ребёнка нельзя путать с шумным развлечением.
Современные дети растут и развиваются в условиях массовой культуры, а она вызывает у нас все больше озабоченности и тревоги. Телевидение, компьютерные игры, куклы Барби, конструкторы «Лего» и роботы-трансформеры формируют сознание и мироощущение ребёнка.
Что они несут с собой и дают ли ребёнку то, в чём он действительно нуждается? Задавая себе эти вопросы, попытаемся прикоснуться к тайне детских игр и игрушек.
Взрослому трудно мысленно проникнуть в мир фантазии детей и понять действие его сил. Он хочет, чтобы дети разделяли его восхищение, его радость при разглядывании миниатюрных вещичек, отличных копий или до карикатурности искаженных образов животных и людей.
Но «игрушка дает наслаждение только своим появлением; веселье приходит только в процессе ее использования. Что делает весёлым и счастливым и поддерживает это состояние, так это только деятельность, и игры детей есть не что иное, как выражение серьезной деятельности в легчайшем обрамлении" (Жан Поль).
Ребёнок никогда не играет "понарошку", игра для него - это деятельность, совершаемая с глубокой серьезностью. И если сегодня этого нет у некоторых вполне здоровых детей, причина редко кроется в них самих, скорее в их ближайшем окружении: чаще всего поведение взрослых или игрушка, с которой играет ребёнок, приводят к тому, что он утрачивает способность играть увлеченно, с отдачей. Недостатки эти можно устранить, если мы знаем, что нужно ребёнку для его правильного развития.
Встречая занятых чем-то детей, поодиночке или в маленьких группах, мы видим, что они, - если они действительно играют, - повторяют сцены из повседневной жизни. Взрослый человек имеет для них самое большое значение. Они ориентируются на него, наблюдают, как он организует жизнь в квартире, на улице, в магазинах, в общении с другими людьми; как он заботится о семье, доме, как умело он обращается с техникой.
Ребёнок буквально впитывает всё, происходящее вокруг него, и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. Таким образом, ведущим мотивом и импульсом игры становятся подражание и пример. Ребёнок через собственную творческую игру усваивает все воспринятое и делает этот опыт своим.
Поэтому важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребёнка так, чтобы разбудить в нем нужные импульсы. То есть те импульсы, которые побуждают его к подражанию в игре.
Мама, которая, например, чистит овощи, чинит бельё, подметает комнату или гладит, воздействует намного более побудительно для подражания, чем когда она смотрит телевизор; то же самое и отец, когда он рубит дрова или моет машину, нежели когда он работает на компьютере или читает газету.
Тот факт, что ребёнок учится путем подражания, приводит к заключению, что взрослый должен вести себя при ребёнке так, чтобы быть достойным подражания. Он может так закрепить это в своем сознании, что со временем сумеет руководить ребёнком больше через подражание, чем объяснениями и приказами, потому что они обращены к разуму ребенка, который развивается лишь постепенно.
Слишком рано взрослые впадают в желание поучать, так как это соответствует их собственному состоянию сознания. Кроме того, этим способом воздействовать на детей легче, чем быть примером, что требует намного больше самодисциплины.
Игра означает процесс, а не только использование готовых предметов. Например, девочка поверх корзины кладет голубой кусок ткани. Получилась "ванна с водой". Теперь можно купать куклу, используя каштан вместо мыла. Потом эта же материя служит полотенцем, а каштан - бутылочкой с молоком. Мы видим, как ребенок силой своей фантазии способен преобразовывать предметы, включая их в игру.
Человек, в особенности маленький ребёнок, является развивающимся существом. Он нуждается в развивающемся и в своем окружении, ему нужна возможность перестраивать, создавать новое.
Особым образом это касается игрушки. Она, собственно, должна иметь что-то вроде признакового характера, чтобы в разные моменты времени детской фантазии вспоминалось разное, каждый раз что-то иное из ее жизненного опыта.
Разветвленный, изогнутый сук, полностью накрытый тканью, может быть горой; накрытый лишь наполовину - пещерой, кукольной комнатой, гаражом. Мальчик, придерживая этот сук у себя на голове, прошелся по комнате величественными шагами, как олень. Или: расколотый деревянный кругляк с боковым сучком стал локомотивом, цистерной, радиоприемником, утюгом и, в конце концов, горкой на кукольной игровой площадке.
Не всякая игрушка может претерпевать столь грандиозные превращения. В первую очередь, это различный природный материал, который не надо покупать в магазине, но можно вместе с ребенком найти или изготовить во время поездок в лес, на море или в деревню: шишки, красивые камушки, деревянные чурбачки. Дети с большим удовольствием играют с предметами нашего взрослого быта.
Ребёнок, если мы ему это позволим, может превратить в игрушки прищепки, деревянные ложки и миски, куски ткани и многое-многое другое. Главное, чтобы эти предметы были безопасны в использовании.
Если мы обратим большее внимание на материалы, которые способствуют развитию игры, подобные описанным выше, мы дадим пищу тем силам детства, которые можно назвать силами творческой фантазии. Они развиваются только в дошкольном возрасте, чтобы во время обучения в школе и в дальнейшей жизни быть к услугам человека в качестве потенциальной возможности для решения других задач.
Таким образом, создавая ребенку условия для свободной и творческой игры, мы используем уникальный шанс для развития его творческих, волевых и мыслительных способностей. В такой игре ребенок может свободно пробовать, познавать мир, находясь в деятельности.
Игра и работа - понятия, кажущиеся взрослому противоположными. Но при ближайшем рассмотрении и при учете законов развития человека они оказываются сменяющими друг друга ступенями, находящимися в непосредственной взаимосвязи.
Каким ребенок показывает себя в игре, намного позже проявится в том, каким человеком он станет в жизни.
Для того, чтобы начать играть, все больше детей нуждается теперь в соответствующей инструкции. Тот, кто пытается стать в душе мобильным и развить свою фантазию, довольно быстро найдет пути, по которым он сможет ввести ребенка в игру.
Например, побуждение к игре проявляется, когда взрослый говорит ребёнку о том, что хотят разные игрушки: поезд хочет поехать на длинное расстояние; уже ждут люди, которым нужно ехать на нем; у куклы день рождения и нужно упаковывать подарки, печь пирог и накрывать праздничный стол; кораблям нужно море с ракушками, камнями и пристань.
Конечно, помимо природного материала, мы даем детям и вещи, которые более откровенно оформлены и в которых можно узнать типичный образ животного или человека, мост или машину. Но и в выборе этих игрушек необходимо учитывать особенности детской психики и возможности развития.
Автор статьи: Светлана Трубицына, педагог вальдорфского детского сада "Домовёнок", г. Рязань, преподаватель дошкольного вальдорфского семинара в Казани, автор программы для вальдорфских детских садов "Берёзка".
МУДРОСТЬ ДЕТСКОЙ ИГРЫ И ИГРУШКИ
6 минут
53 прочтения
4 октября 2023