Найти тему

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ?

- Зачем они дедушку-то на землю положили?!
Это мальчишечка лет пяти, с качелей наблюдая, как мы играем в социальные игры, у бабушки спрашивает. Бабушка тоже наблюдает, но понимания в лице у неё больше, чем, например, у мамы красиво и чистенько одетой девочки на соседних качелях. У бабушек вообще больше понимания - они сами играли…

Но и они не знают, что этот дедушка - и не дедушка вовсе, а Борис Старостин, автор многих из этих игр, ведущий трехгодичного семинара по социальным играм в Казани. Точнее, он, конечно, дедушка - но, пожалуй, никто из нас, учащихся семинара даже и не подумал бы про него так сказать. Хотя бы потому, что мы видели, как он скачет, когда играет.

Да, омоложение - это ещё один эффект игры, но очень побочный, точно не главный. И уж конечно никто из нас не подумал бы положить дедушку на землю, из нас бы и придумать, пожалуй, никто такого не смог: лечь на землю под скакалку, которую над тобой крутят - и через которую, к тому же, пробегает толпа игроков, которая должна (хочется надеяться, что она об этом знает) - должна на тебя не наступить…

После Бори на землю уже наперегонки ложатся тёти, дяди, подростки… Почему нам это интересно? Что нам это даёт? Что такое, в конце концов, эти самые социальные игры?

Переходя на второй год обучения, я… не могу ответить на этот вопрос. Да, нам не дали определение под запись в первый час, сразу после того, как мы должны были сказать всем своё имя и цель с которой приехали. Так ведь положено на приличных семинарах?

А у нас никто не говорит своего имени! И бейджиков нет, которые кто-то потом обязательно забудет снять и выйдет с нам на улицу. И ты не краснеешь от того, что не помнишь эту… в кофточке… а она ведь имя называла. Но зато если уж ее имя где-то мелькнёт, то ты уже никогда не забудешь, потому что тебе сначала человек должен стать важным, а потом уж его этикетка.

И про намерение так же всё: чаще всего люди думают, что едут за новыми играми, методикой, как в них играть… А в конце игрового модуля (их пять в течение учебного года) понимаешь, что ты вообще не за этим ехал и что мало знать правила и методику, чтобы вести игры или хотя бы просто играть. Кстати, да, «просто играть» - это вообще не про нас, серьезных взрослых, умных и… скучных.

К концу первого года обучения я, пожалуй, стала понимать, что такое игры не-социальные. Все эти футболы-волейболы - это понятно: когда одному хорошо от того, что другой облажался…

Уговорили меня как-то в настольную игру поиграть одну (не люблю я их, но уговорилась). Начала и… поняла, что несоциальная она: думаешь только о комбинациях, а не о людях, и другому помочь - никак, потому что скрывают все друг от друга карты и подозревают друг друга не в желании помочь, а в желании попользоваться…

В социальных играх такого нет: в «Птице Рух» красиво, когда все бросаются к одинокому растерявшемуся птенцу, которого вот-вот заклюёт эта страшная птица, потому что она клюёт всех, кто поодиночке…

Но социальные игры - это не только про красоту и про умение видеть другого и не терять при этом себя…

Я - нет, не могу дать определение, потому что оно будет мёртвое и застывшее. Напишу, мол: «Социальные игры - это вот это». А окажется, что оно ещё и вот это! И ведь обязательно окажется, потому что игра - живая, и я - живая.

И мы вместе меняемся, и по отдельности тоже меняемся, и когда я поменяюсь, я могу предложить поменять правила - и игра начнёт жить дальше, получит развития. Или я упрусь в её правила, и придётся мне меняться, что-то понимать в себе… Это, пожалуй, самое бррр, но если это в игре…

Поэтому определений я дать не могу, я лучше буду писать свои ощущения и понималки - пожалуйста, не принимайте их за истину. . 

Социальная игра очень похожа на жизнь. Хотя бы тем, что в жизни тоже правила непонятные. Казалось бы: человек хороший, ведёт себя правильно, а… всё задница у него какая-то в жизни. Ну и поди пойми эти правила! Так и в игре.

Над каждой голову ломаешь: как правила понятней объяснить? Учишься ведь уже год, типа умный. Стараешься, объясняешь, потом спрашиваешь: кто ничего не понял? Пол-круга честно руки поднимают. Остальные пол-круга отмалчиваются, честно хлопая глазами.

И в какой-то момент я… вдруг стала радоваться, потому что дошло: да невозможно эти правила понять! Надо сначала поиграть, поотчаиваться, поошибаться, чтоб на тебя поорали: «Да не мышка ты, а кошка» - и бесполезно кричали, потому что ты в азарте ничего не понимаешь, а потом уже… другим орать, потому что тебе со стороны виднее, а они почему-то не соображают ничего.

И ещё понимать, что когда ты не понимаешь ничего, есть те, кто тебе помогут! И, выбегая из круга, опять и опять задумываться над этим экзистенциальным вопросом: «Господи, кто же я?! Кто я?! А! Я жёлудь!» Гм… Ну ведь в жизни точно так же: надо сначала пожить, дров наломать, упереться в тот же вопрос - и тогда уже, скрипя потихоньку, всё начнёт двигаться и складываться.

Многие не видят в этих играх смысл. Нет, точнее так: не сразу видят. Хотя, ещё точнее, мне кажется, они его начинают сразу подозревать, просто не верят себе, что это именно он. И спрашивают: «А в чем смысл?»

А я поняла, что если я им мой смысл расскажу, то они свой не увидят. Поэтому мы сидим и рассказываем друг другу про свои смыслы. А потом ещё ведущего идём спрашивать - а он как скажет что-нибудь, что наши двадцать найденных этажей смыслов окажутся тонким слоем. И я всегда думаю: а если бы мы свои смыслы не пытались перед этим понять, мы бы этот - поняли?

И получается, что самое главное, что я поняла, переходя на второй год: ребят, надо таки играть! Ну да, ну да, у нас нет времени, есть дела важнее… Да нет! Нет важнее дел! Мы просто боимся в игре столкнуться с собой и вдруг обнаружить, что всё, что тебе казалось важным - это тебе когда-то рассказали умные взрослые, которые тоже боялись играть. И наши дети уже тоже подходят и говорят: «Что я - маленький играть?»

И вот для этого нужно, чтобы какой-то дедушка лёг на землю под скакалки. Или вокруг подростка, лежащего в центре, круг запел: «Умер покойник со среды на вторник…» Чтоб вздрогнули.

Остановились. Проснулись. Задумались: а как так мы попали в эту жизнь (в эту игру!?) которая нам не по нраву? Может, пора уже заводить игры… другие? Свои. По-человечески.

Текст и фото: Дарья Марченко, педагог, мама четверых детей.

О ведущем:
Борис Старостин (д. Монино) - вальдорфский педагог, участник антропософского движения с 1976 года, учитель театра, ремесла, немецкого языка, биологии, переводчик, автор и ведущий курсов “Социальные игры” и “Уход за лесом”, ученик Пера Альбума (школа Сульвик, Швеция), автор игр, стихов, пьес.