Пространство, в котором мы живём влияет на наше настроение и мироощущение. Если речь идёт о ребёнке – то, кроме этого, окружающее пространство определённым образом ребёнка формирует. Как создать такое пространство, которое здоровым образом влияет на детей?
Московский архитектор Юрий Сырков - автор многочисленных интерьеров для детей в частных домах и детских учреждениях. Он работает на стыке Психологии восприятия, Архитектуры и Педагогики. Многолетний опыт создания интерьеров для детей позволил ему сформулировать некоторые правила и положения, к которым стоит стремиться при создании детского интерьера.
ЮРИЙ СЫРКОВ: ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ
Прежде, чем приступить к изложению «Свода рекомендаций», хочу коротко коснуться проблемы, которая, как показывает практика, всё ещё актуальна и представляет одну из самых распространенных болезней жилья вообще и детских помещений в частности. Речь идёт об элементарной захламлённости пространства вещами, которые как обыкновенно кажется владельцу, «необходимы», но при этом не используются годами.
Если для взрослого такая ситуация чревата обыкновенной депрессией, то для ребёнка это неблагоприятный фактор для развития чувств, формирования мышления и воспитания достойных волевых импульсов. Если не решена эта проблема, то нижеследующие правила абсолютно непригодны для использования.
Итак, ПЕРВОЕ из этих правил гласит: в пространстве главное пространство. Это означает, что независимо от физических размеров помещения, пространство должно вызывать ощущение целостности света и простора. Поменьше громоздких предметов, и, по возможности оставьте самое светлое место у окна свободным. Когда душа ребёнка слушает пространство, она не терпит тесноты.
ВТОРОЕ правило, на первый взгляд, противоречит первому: для детского восприятия крайне полезно чёткое визуальное зонирование, которое превращает целостное пространство в комбинацию небольших уютных уголков каждый из которых самодостаточен. Дети любят укромные домишки, но чуткий взрослый хорошо понимает, что слова «уютный» и «тесный» имеют мало общего.
Приводя в связь первые два правила, скажем:
Целое – должно дарить ощущение простора
Части целого – воплощение защищённости и уюта.
Если в нашем контексте представить Символически отношение целого и частей, то можно было бы обозначить его сочетанием «Мир – Дом». Это отношение воспитывает в ребёнке, с одной стороны, открытость и доверие к миру ( простор и свет), с другой – уверенность в себе и своём ближайшем окружении (уют).
ТРЕТЬЕ правило я назову «Правилом иероглифа». Что это означает?
Представьте себе некоторую полку, на которой лежат какие-то вещи. Если вещи свалены в кучу, иероглиф называется «Бардак». Если вещи вызывают «квадратно-гнездовые» ассоциации, то иероглиф гласит – «Готовим в армию». Если на полке лежит бумага и мелки, он означает «Рисовать».
Если к ним добавить молоток, носки и мячик, то Взгляд почувствует то же, что и лошадь, которой дали шпоры, сказав ей «вперёд» и одновременно потянули за поводья, что означает «стоп».
В этом случае восприятие ребёнка находится в состоянии парадокса.
Если такие иероглифы – «нормальная» практика окружения, то восприятие «встаёт на дыбы» и о воспитании хороших привычек не может быть и речи.
Иероглиф – это Визуальная директива! Какие действия становятся последствиями неудачных «директив» можно наблюдать, оставив пять раз подряд неубранной комнату малыша.
Хорошие «Визуальные иероглифы» - это залог развития здоровой воли, инструменты воспитания чувств, а в будущем – помощники в постановке продуктивного мышления ребёнка.
Правило «Иероглифа» восходит к искусству Композиции и его крайне сложно придерживаться, если не соблюдено СЛЕДУЮЩЕЕ правило –«Правило Хранения». Оно гласит, что каждая вещь хранится в той зоне, к которой она принадлежит и вещей должно быть ровно столько, сколько в состоянии охватить актив детского сознания. Также как человек не может качественно переварить съеденные зараз четыре обеда, также и детское восприятие затрудняется с качественным усвоением гор игрушек, книжек, одежды, старых рисунков, сувениров и подарков добрых родственников.
Дети (из инстинкта самосохранения) просто перестают этим пользоваться. При планировании детской комнаты, каждой категории вещей отводится отдельное место и на этом месте «категория» живёт в виде постепенно обновляющейся Коллекции. Эта коллекция сильна не количеством, а функциональностью, целостностью, сочетаемостью экспонатов и обозримостью их для детского восприятия.
Чтобы было проще разобраться с «Иероглифами детского пространства» и «Правилом Хранения», стоит при планировании детской соблюдать несколько «технических» правил:
• Мебель, предметы интерьера, вещи, игрушки и пр. должны быть так расставлены, и их должно быть такое количество, чтобы в комнате было легко делать влажную уборку. Нужно проявить изобретательность, чтобы свести к минимуму места скопления пыли.
• Войдя в комнату, с порога мы видим окно. Недопустимо, чтобы путь этому взгляду преграждал шкаф, кровать и т.п. Самое светлое место у окна лучше ничем не занимать и по возможности оставить сводным. К этой зоне примыкает стеллаж игрушек, и ребёнок играет «на площади».
• Очень хорошо когда в детской есть зона «гостиной» - круглого или ещё лучше полукруглого стола, за которым может уместиться несколько человек. Эта зона примыкает к «светлому месту» и при ней состоят иероглифы «Читать», «Рисовать», «Мастерить».
• Спальное место, с примыкающим гардеробчиком, лучше располагать в дальней от окна части комнаты. При этом неплохо, чтобы, просыпаясь утром, ребёнок видел окно. Если детей больше одного, то у каждого должен быть персональный (невысокий) шкаф для одежды, в котором хранится хорошо обдуманный и обозримый для ребёнка актив одежды. Вся другая одежда (пассив) хранится в другом месте.
• Неплохо, если появится возможность организовать достаточную автономию таких зон как «Кабинет» (учить уроки), «Мастерская» с верстаком и нехитрым инструментом, «Кукольный дом».
• Функция, которую выполняет «спорткомплекс», необходимый атрибут детской. Сами же спорткомплексы лично я недолюбливаю, т.к. все они отдают чем-то «квадратно-гнездовым и пожарно-дрессировочным». Детскую потребность полазить, повисеть и покачаться я решаю другими средствами. Многоуровневое пространство со «скворечником» под потолком, куда не поместится ни один взрослый – предел мечтаний малыша.
ВНИМАНИЕ! Я попробую описать важное и непростое «ПРАВИЛО статико-динамического баланса». Визуальное восприятие, помещённое в окружение статических форм не сообщает душе подвижности. Последствия долгого пребывания в «статике» - недостаток фантазии, привычка мыслить абстрактно и только в заданных рамках.
Полярное этому – состояние хаоса. Его динамика, напротив, лишает душу всякой опоры и равновесия, что впоследствии выражается в скрытой или явной неуверенности в себе и/или «безбашенной» фантазии. Поэтому для гармоничного развития, окружающие ребёнка Формы должны быть визуально динамичны, но, сохраняя подвижное равновесие (устойчивость), иметь хорошие Пропорции.
Последним и ГЛАВНЫМ ПРАВИЛОМ в этом списке рекомендаций стоит «Правило лёгкости исполнения» - всё, что вы делаете в детской комнате, должно быть исполнено с лёгкостью, удовольствием и в хорошем настроении. Работы в детском пространстве, это (лишённая излишней эмоциональности!) Игра, которая загадочным образом отпечатлевается на стенах, и ещё долго продолжает звучать из пространства, наполняя детскую комнату равновесием активности и спокойствия.
В заключении хочу сознаться в отсутствии симпатии ко всякого рода «рецептам» - правил много, а педантизм – противник творчества. Спокойно понаблюдайте за поведением ребёнка в детской комнате и, в процессе наблюдения, постарайтесь как можно дольше воздерживаться от каких-либо суждений и выводов (что чрезвычайно сложно). Дайте пожить этому переживанию до следующего дня, и детская комната предстанет перед вами в новом свете.