Как мы и предполагали, ничего хорошего Netflix сделать не смогли.
Их "Царь обезьян" - это прямо-таки вытяжка плохих сочинений по мотивам "Путешествия на Запад". Они не только собрали одни из самых расхожих инсинуаций в адрес Сунь Укуна, но и всех остальных не обошли.
Действительно, все (ну, разве что кроме Будды) сверхъестественные существа в мультфильме изображены в комичном и откровенно издевательском ключе, причём, как визуально, так и характерно. Люди выглядят чуть лучше, а нормально нарисована только главная героиня.
Будда фигурирует довольно мало, нарисован тоже не ахти как, зато с какого-то перепугу "правит Вселенной". Все Восточные Небеса: ну да, ну да, пошли бы мы... Впрочем, представители даосского пантеона настолько политы авторами известным удобрением, что и не удивительно, что по лору мультфильма они никакой реальной власти не имеют.
Но, конечно же, Царю обезьян досталось больше всех. Во-первых, это уже почти классическая ахинея о том, что он по жизни злой яогуай, но вот где-то там внутри у него есть добро, которое Будда-то и разглядел. И чтоб это добро взрастить, нужно с нехорошей обезьянкой просто провести напряжённую воспитательную работу.
Во-вторых, другая ахинея, встречающаяся в адаптациях неоднократно, что бедный Царь обезьян страдает комплексом сироты из-за того, что у него нет семьи. Вот потому-то он такой злой и неотёсанный, хнык-хнык. По этой теме проезжаются несколько раз в течение мультика. Причём, обезьяны на местной Псевдохуагошань ещё и не приняли к себе народившегося из камня пришельца, так что долгое время он куковал в гордом одиночестве. Короче, прям классика завязок сюжетов про злодеев-психопатов
В-третьих, Царь обезьян, по мнению атворов Netflix, - это просто какой-то дикий дуболом из лесу, которому все силы достались с потолка. В мультфильме он вообще ничему и нигде не учится, а просто вдруг ныряет в море и утаскивает у дракона волшебную Палку. Серьёзно, именно Палку (Stick). Эта-то Палка и позволяет ему летать и колдовать, а ещё развлекает горловым пением.
Тоже, кстати, расхожая история, что силой Царь обезьян обладает не потому, что сам с усам, а всего лишь за счёт магического посоха, т.е., кто посох взял, тот и молодец. Причём, до конца так и не понятно, какие именно силы даёт ему волшебное оружие, а какие просто берутся из воздуха (эфира или ноосферы). Ведь смог же он как-то добраться до драконова дворца, Палки ещё не имея.
Закономерным результатом отсутствия образования также является и полная неграмотность - и эта тема тоже не раз встречалась уже в других твАрениях по мотивам. И она же является здесь поводом привязать к Царю обезьян главную героиню - представляете, крестьянская девочка из нищей деревушки оказалась обучена грамоте!
Теперь вкратце сюжет. Из камня народился мартыш, нашёл других обезьян, они его прогнали, потому что он не хотел соблюдать какие-то бредовые правила по сидению в тени (стоит выйти на свет, как нападает яогуай, а вот в тени он не нападет... ну, потому что). Через какое-то время он вернулся, попытался победить яогуая, но для этого ему понадобилось оружие, поэтому он просто нырнул в море и добыл Палку дракона. Побив супостата, он решил, что ему срочно надо попасть на Небеса, а чтоб туда попасть, ему нужно победить сотню яогуаев. Откуда взялась эта логика, никто не поясняет.
После победы над яогуаями, никто его, конечно же, на Небеса не вознёс, но тут за мартышем увязалась крестьянская девочка, и тот решил, что для обретения бессмертия ему надо спуститься в Ад и, ясное дело, вычеркнуть своё имя из тамошнего реестра, а грамотность девочки ему в этом поможет. Это им удалось, но бессмертие оказалось только "наполовину", а вот полное бессмертие можно получить лишь из волшебных персиков.
Девочка, вроде как, повела по карте к персиковому саду. Но тут выясняется, что девочка - та ещё крыса и на самом деле работает на царя дракона (якобы в обмен на спасение её деревни от засухи), который хочет забрать назад свою палку. Поэтому сад оказался поддельный, а персики отравлены. Но что-то пошло не так, и план дракона провалился.
Дальше герои отправляются на Небеса, чтобы своровать эликсир бессмертия у... нет, не у Лао Цзюня, а у Си-ван-му. Всё удаётся, после чего девчонка таки обманом ворует Палку и передаёт её дракону. А тот, оказывается, хочет с помощью этого магического предмета утопить весь мир, потому что, хнык-хнык, его никто не любит. Но тут является Царь обезьян и, с некоторой помощью главгероини, которая на этот раз предала уже дракона, возвращает себе Палку и дракона побеждает.
Но, мы же помним, что он у авторов психопат, поэтому на драконе он не останавливается и начинает крушить всё вокруг. Тут появляется Будда, и главгероиня, по своему обыкновению, снова предаёт своего соратника, объединяется с Буддой и "для его же блага" упаковывает Царя обезьян в камень на 500 лет. Вот, собственно, и сказочке конец.
Итак, авторы выдали нам прямо-таки комбо. Они не только полили грязью Царя обезьян и прочих представителей китайской мифологии, но ещё и представили нам "прекрасный" образ положительного героя: двуличной лицемерки, которая на раз-два перебегает из лагеря в лагерь, врёт, подставляет, преследуя свои цели, попутно читая мораль о дружбе и семье Царю обезьян, обвиняя его в эгоизме, но при этом каждый раз подленько ожидая от него помощи (и он ей помогает), а в финале обрекает того на жесточайшее наказание, опять же, говоря, что это он сам виноват и что она делает это для его же блага, ведь они друзья. Браво!
Конечно, многие экранизации и адаптации пытались так или иначе оправдать заключение Царя обезьян, но подобного уровня бреда и лицемерия, пожалуй, не удавалось достичь ещё никому. Netflix, как всегда, на высоте.
Кстати, ещё один интересный момент: в мультфильме не фигурирует ни имя Сунь Укун, ни названия Хуаго или Цзиньгубан (в переводных вариантах тоже). Что это? Авторы прикрыли себе тылы, чтоб, если что, сказать, что они это сочинили про какого-то другого Царя обезьян?