Найти тему
С Богом по жизни

ВЗВЕШЕН И НАЙДЕН ЛЕГКИМ

В гл. 5 книги пророка Даниила рассказывается об одном из великих дней Божьего суда в Ветхом Завете. Бог вынес приговор Вавилонской империи и привел его в исполнение. В этом рассказе о Божьем возмездии красной нитью проходят две темы: грех и наказание. Какие уроки мы можем извлечь для себя из этой истории?

ГРЕХ ЧАСТО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В ВИДЕ ПРАЗДНИКА

Грех манит привлекательной обманчивой картинкой. В Дан. 5:1-3 написано:

«Валтасар, царь, сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые были взяты из святилища дома Божьего в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его».

Какое святотатство! Священные сосуды, из которых они пили вино, были взяты из храма. Они принадлежали дому Господа в Иерусалиме, а не этому сборищу идолопоклонников. В ст. 4 сказано: «Пили вино и славили богов — золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных». Конечно же, они славили не истинного Бога, а своих идолов из железа, дерева и камня. Итак, они веселились на хмельном пиру, прославляли своих идолов и при этом использовали священные сосуды из храма Господа. Однако их веселью не суждено было длиться долго.

«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского…» (Дан. 5:5). Царь увидел эту таинственную руку. Он видел, как она написала на стене: «Мене, мене, текел, упарсин» (5:25). Интересно, как ст. 6 звучит в Синодальном Переводе: «…связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое». Мы бы просто сказали: «Он был так напуган, что у него задрожали колени!» Царь был не просто напуган, он был в ужасе! Он не понимал, что происходит. Он чувствовал, что написанное было важным. Он не сомневался, что это было послание богов, и он понимал, что перед ним серьезная проблема. Внезапно хмельной пир прекратился.

Царь позвал «обаятелей, халдеев и гадателей». Валтасар сказал этим мудрецам, что тот, кто сможет прочитать и объяснить значение начертанного на стене, «будет облачен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве» (Дан. 5:7).

Никто из царских мудрецов не сумел прочесть и тем более объяснить царю то, что было написано на стене. Валтасара это сильно встревожило, а его вельможи смутились. В зал, где проходил пир, вошла царица. Она приветствовала царя словами «Царь, вовеки живи!» (Дан. 5:10). Это было обычное приветствие царей (см. 2:4; 3:9; 6:6, 21). Впрочем, у царицы было что еще сказать ему:

«…Да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором Дух святого Бога; в дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов…» (Дан. 5:10, 11).

Царица сообщила Валтасару, что его «отец» (Навуходоносор являлся дедом Валтасару) поставил Даниила главным над тайноведцами, халдеями и гадателями. Она объяснила, что причиной этого были его «высокий дух, ведение и разум, способные изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы» (5:12). Затем она посоветовала позвать Даниила, чтобы он объяснил необычное происшествие. Царица искренне хотела помочь. По сути, она сказала Валтасару: «Даниил хорош в таких делах. Он был очень полезен твоему предшественнику Навуходоносору, и он все еще здесь. Вели позвать его, и он все тебе объяснит».

Когда Даниила привели к царю, Валтасару пришлось выслушать небольшой урок истории. «Тогда введен был Даниил к царю, и царь начал речь и сказал Даниилу: “…Я слышал о тебе, что Дух Божий в тебе”» (Дан. 5:13, 14). Конечно же, в Данииле был этот Дух. Слово «Элохим» может означать как «единственного истинного Бога», так и «богов» (см. Современный Перевод, Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод). Возможно, этот вавилонский царь имел в виду «богов». Вряд ли бы он говорил о Боге Израиля с почтением его поклонника.

Царь сказал Даниилу: «Я слышал о тебе, что… свет, и разум, и высокая мудрость найдены в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облачен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве» (Дан. 5:14-16).

Багряница была признаком царской власти, а золотая цепь представляла собой ценность сама по себе. Эти дары соответствовали статусу третьего правителя в империи. (Сам Валтасар являлся вторым правителем, в то время как первый правитель был в это время в боевых походах).

БОГ ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ МЫ УЧИЛИСЬ НА ОШИБКАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Валтасар был благословлен возможностью извлечь урок из пережитого Навуходоносором безумия, но он пренебрег ею.

Даниил отказался от царских даров, говоря: «Дары твои пусть останутся у тебя и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему» (Дан. 5:17). По сути, Даниил сказал: «Меня не интересуют ни твои дары, ни твое богатство, ни высокая должность. Тем не менее, если ты желаешь знать, что означает эта надпись, я скажу тебе и сделаю это сейчас же». После этих слов он начал свой экскурс в историю. Даниил знал, что эта история несла урок, который следовало усвоить Валтасару.

Даниил стал рассказывать о Навуходоносоре, о его великой власти и могуществе, сделав акцент на том, что именно «Всевышний Бог» дал Навуходоносору все это (5:18). Затем он поведал драматическую историю унижения, через которое пришлось пройти великому царю:

«Перед величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось сердцу звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним кого хочет» (Дан. 5:19-21).

Последнее утверждение мы уже слышали раньше: «Всевышний Бог владычествует над царством человеческим и… дает его кому хочет» (см. Дан. 4:22, 29). Эта тема звучит и на протяжении этой главы. Даниил пытался донести до Валтасара, что в уроке, который пришлось усвоить Навуходоносору, нуждался и он. Бог всегда все контролирует.

Даниил продолжил свой назидательный рассказ: «И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес; и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты, и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино. И ты славил богов — серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые не видят, не слышат, не разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» (Дан. 5:22, 23).

Слова Даниила звучали сурово и обличительно. Наше дыхание жизни — в том числе и дыхание царя — находится в руке Бога. Все наши пути находятся в Его руке; по Его воле наша жизнь может оборваться. Понимание этого должно побуждать нас к смирению и осознанию нашей полной зависимости от Всемогущего Бога. Валтасар не признавал Бога, в руке Которого было его дыхание жизни. Вместо этого он во время греховного прославления ложных богов осквернил священные сосуды из дома Божьего.

БОГ ОСУЖДАЕТ ГРЕХ

Бог говорит таким образом, чтобы каждый человек понял, что Он осуждает грех. Он осудил грехи Валтасара и Вавилона открыто, а затем сохранил Свой приговор в Писаниях, чтобы весь мир мог узнать об этом. В тексте написано: «За это и послана от Него кисть руки и начертано это послание. И вот что начертано: “Мене, мене, текел, упарсин”» (Дан. 5:24, 25). Что это означало? Это то, что хотел знать Валтасар. Буквальный перевод, предположительно, звучал как «числа, числа, весы, разделение».

Некоторые считают, что это послание имело денежное значение. Например, «мене» могло значить мина, которая равнялась пятидесяти шекелям, возможно, из золота или серебра. «Текел» могло значить шекель, несложно заметить звуковое сходство между этими словами. А что означает «упарсин»? «У» означает «и», а «парсин» образовано от слова со значением «разделение». Некоторые комментаторы полагают, что это пол шекеля или шекель, который был разделен.

Сложив все вместе, получаем «Пятьдесят шекелей, пятьдесят шекелей, один шекель и пол шекеля». Хотя буквальный смысл этих слов означал монеты разной стоимости, послание было не о деньгах. Даже если мы примем буквальное значение денежного выражения или «числа, числа, весы, разделение», послание по-прежнему звучит непонятно и загадочно. Однако Даниил объяснил его значение.

В ст. 26 пророк сказал: «Вот и значение слова “мене” — исчислил Бог царство твое и положил конец ему». «Мене» — это то слово, которое означает «числа». Повторяясь, оно образует «числа, числа», то есть, делая акцент. Некоторые люди до сих пор используют выражение «Твои дни сочтены». Эту же мысль передает и это слово, как его объяснил Даниил: «Бог исчислил твои дни».

«Текел» — это та часть надписи, которая означала «взвешен»: «…ты взвешен на весах и найден очень легким» (5:27). В Современном Переводе эта фраза звучит как «Тебя взвесили на весах и нашли, что ты недостаточно хорош». Многие из нас имеют представление о весах, состоящих из двух частей: на одну часть (или чашу) кладут то, что нужно взвесить, а на вторую — гири с разным весом, которые добавляют либо убирают до тех пор, пока чаши не уравновесятся. Если о каком-то предмете сказано, что он имеет определенный вес, а на весах он оказывается легче эталонной гири с этим весом, мы имеем дело с обманом, фальсификацией, несоответствием стандарту. Кстати, такие весы до сих пор используются в научных лабораториях.

«Перес» означает «разделение». В ст. 28 мы читаем: «…разделено царство твое и дано мидянам и персам».

Затем Валтасар наградил Даниила. По его приказу Даниила облачили в багряницу и повесили ему на шею золотую цепь, и царь объявил его третьим властелином в царстве (Дан. 5:29). Мы уже знаем, что багряница означала царский статус, и сами по себе эти дары были очень дорогими. Конечно же, положение третьего властелина в царстве уже не имело какой-либо ценности: власть, которой царь наделил Даниила, длилась несколько часов.

СЛОВА БОГА ИСТИННЫ

Пророчество, которое объявил Даниил, истолковав надпись на стене, исполнилось в ту же ночь.

«В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет» (Дан. 5:30, 31). Этими краткими словами сказано о падении Вавилона. Мы знаем точную дату, когда это произошло: 539 г. до н.э. Это ключевая дата в истории — конец эпохи Вавилона. После Вавилона пришло время персов.

Персы упоминаются здесь вместе с мидянами. Мидия была небольшой страной на территории современного Ирана. Фактически Персия находилась в южной части Ирана, а Мидия — сразу же над ней. Захвативший город Дарий был мидянином.

В Дан. 5:30, 31 написано: «В ту же самую ночь Валтасар… был убит, и Дарий Мидянин принял царство…» Когда-то я писал о Дарии Мидянине, и единственным выводом, к которому я пришел, было то, что никто не знает, кто такой этот Дарий Мидянин. Возможно, придет время, и мы это узнаем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно оставаться равнодушными к этой истории о Божьем суде! Да, иногда грех выглядит как праздник, но это лишь обманчивая привлекательность. Бог осуждает грех. Он ясно говорит об этом и в этой главе, и во многих других местах Библии. Бог желает, чтобы мы учились на ошибках Валтасара и исправили свои пути перед Ним, как должен был исправить свои пути Валтасар, извлекши урок из истории с Навуходоносором. В Писания немало примеров, подтверждающих, что Бог наказывает за грех. Исторические свидетельства подтверждают, что Божьи слова исполняются.

Эта глава, конечно же, напоминает нам и о последнем суде, который наступит в конце времен. Павел сказал: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5:10). На этом суде будет каждый, никто не опоздает.

Пускай же эта глава побудит всех нас отвернуться от всякого греха, который есть в наших жизнях. Давайте посвятим наши сердца исполнению Божьей воли до конца нашего пребывания на этой земле.

Суббота и воскресенье | С Богом по жизни | Дзен