Всем, кто интересуется истоками возникновения и развития рок-музыки стоит обратить ключевое внимание на творчество молодого британского гитариста Джеффа Бека (Jeff Beck). С момента появления его альбома Jeff Beck - Truth, в июне-июле 1968 года, фактически, был дан старт "тяжелому" направлению в исполнительском жанре, определившим начало новой музыкальной эпохи. Истории создания альбома Truth, я посвятил предыдущую статью (см. Часть 1)
Приветствую всех! Rockdigger вновь сегодня с Вами. На обзоре, не просто отличный, а культовый на все грядущие времена альбом от Jeff Beck Group с необычным названием - Beck-Ola. Изучим тему...
Согласно рок-преданиям, путь Джеффа Бека был отмечен странными решениями, уводящими его от славы и богатства. Подобно музыкальному Форресту Гампу, он присутствовал на многих важных музыкальных моментах, но всегда почему-то, оставался "на краю фотографии".
История появления альбома Beck-Ola, есть органичное продолжение записи и выхода дебютного альбома проекта Джефф Бек - Truth в период лета 1968 г. Альбом имел успех в США, не смотря на то, что вышел там с опозданием и то количество творческой свободы, которое Джеффу предоставил продюсер Микки Мост, появившись только на его финальном сведении, переходило уже в коммерческое качество: группой Джеффа Бека заинтересовались в Америке.
Нужно учитывать, что, в тот период своей жизни, покинув из-за ничтожных гонораров группу The Yardbirds, Джефф Бек оставался на контракте у Мики Моста подневольным студийным музыкантом, записывая гитары другим находящимся у Микки Моста на контракте исполнителям, таким как Lulu и Donovan.
Фактически, дальнейшая судьба Джеффа Бека зависела от его менеджера Питера Гранта (Peter Grant), который имел влияние на Микки Моста. Продюсеру Микки Мосту рок-музыка была не близка, он всегда был ориентирован на поп-шлягеры, а вот Гранта, напротив, весьма итересовало исходящее от Бека развитие нового гитарного рок-музыкального мышления. Грант, предчувствуя успех музыки Бека в США, отправлятся на первые гастроли группы The Jeff Beck Group в Америку и берёт с собой второго гитариста, друга Джеффа Бека - Джимми Пейджа. (Примечание: Здесь имеет место отдельная и большая тема относительно рождения летом 1968-го проекта Джимми Пейджа, известного как Led Zeppelin под покровительством Питера Гранта, потребующей и отдельного обзора).
В изучаемый нами период времени, с лета 1968-го года по лето 1969-го, произошло одно событие, ставшее ключевым в истории рок-музыки в целом: проект Джимми Пейджа - Led Zeppelin (название подсказанное Пейджу барабанщиком группы The Who - Китом Муном) в январе 1969-го года выпустил альбом Led Zeppelin (1). Этот дебютный альбом LZ содержал в себе квинтэссенцию всех ранее существующих наработок в области рока, в первую очередь, команды Джеффа Бека (даже одну песню, изданную на альбоме Truth - You Shook Me, гитарист Джимми Пейдж переработав на собственный лад включил в этот дебютный альбом Led Zeppelin).
Такое событие значило рождение нового вида в музыкальной индустрии: беспощадной конкуренции между творчески очень близкими друзьями.
По окончании успешных гастролей по США, в период которых на сцене были отработаны и обкатаны некоторые новые песни, а затем, на фоне большого успеха дебютного альбома Led Zeppelin-1, который, по воле провидения затмил все лавры находящегося еще в продаже альбома Truth, стало ясно, что такая музыка востребована, пришло её время. Микки Мост принял решение записать и продвинуть следующий альбом The Jeff Beck Group. Название предложил сам Питер Грант - Beck-Ola.
И вот тут интересны воспоминания звукорежиссера студии Abbey Road - Кена Скотта (Ken Scott) описываемые им в книге "Abbey Road to Ziggy Stardust: Off the Record with the Beatles, Bowie, Elton & So Much More.."2012. Суть их была такова: когда все парни команды вместе с Джеффом Беком появились на студии после американских гастролей, с ними что-то произошло. Изменилось всё, поведение, общение, повадки. Если альбом Truth годом ранее, писался в максимально дружелюбной атмосфере ровесников, единомышленников, творческих романтиков и в чем-то, музыкальных авантюристов, то в этот раз, их было не узнать: звёздная напыщенность, собственная значимость. Общение в режиме "я-хозяин, ты-слуга" и всё в таком отвратительном духе. Стало очевидно - в такой атмосфере, никакой записи здесь не будет.
Короче, Abbey Road Studio указало Джеффу Беку и его компании на дверь.
Вполне вероятно, здесь сработали комплексы обиды не в последней степени, описываемые недавно в Родом Стюартом в своей книге - автобиографии "Rod: Autobiography" - "Я думаю, Джефф затаил обиду, потому что Джимми Пейдж и его Led Zeppelin, взяли ядро того, что у нас было, и сделали это более коммерческим. Честно говоря, группа Джеффа Бека со временем могла бы стать Led Zeppelin, если бы не та важная деталь, что LZ были на шаг впереди нас в создании оригинального материала".
Плюс, успешные гастроли по США, где Джефф Бек со группой, в ночь с 15 на 14 июня 1968-го в полном зале Fillmore East в Нью-Йорке, переступив порог, превратился из хорошего гитариста в великого гитариста за один вечер.
Итак, что это значит? А это означает, что для Микки Моста этот альбом был коммерческим риском, который к счастью, не оправдался. Однако лето 1969 года было последним годом для существования этого проекта в том составе.
Последующие гастроли в США, и отсутствие рядом Питера Гранта, с головой переключившегося на работу в проекте Led Zeppelin возложили на Джеффа Бека непосильную ношу - руководить коллективом, следить за нуждами музыкантов и в первую очередь за своевременной зарплатой, Бек оказался не в состоянии. Первым уволился пианист Никки Хопкинс, который говорил позднее, что 25-летний Джефф Бек совершенно не наделён управленческими навыками для успешной группы. Джефф был в припадках ярости, бросив гастроли не доиграв шесть запланированных концертов, в результате чего за ним последовала репутация "ненадёжного ублюдка". Это был конец проекта.
Последний концерт The Jeff Beck Group состоялся 26 июля 1969 года в переполненном зале Grande Ballroom в Детройте, с которого так-же сохранилась запись, доказывающая, насколько ярко может вспыхнуть искра, прежде чем погаснуть. Предстоящий через пару недель большой легендарный рок-фестиваль WOODSTOCK в афишах которого уже значилось название группы Джеффа Бека не увидел этой команды. Психологический кризис испытываемый Беком сделал невозможным выступление там уже скоротечно развалившегося коллектива. А выход в октябре второго альбома Led Zeppelin с убийственным главным боевиком "Whole Lotta Love" и тяжелыми гитарами Джимми Пейджа, основанными на "риффах" придали Беку ощущение тотальной усталости и опустошения.
А нам, всем меломанам по всему миру, от команды Джеффа Бека достался прекраснейший во всех отношениях альбом Beck-Ola, сверкающий своими неоспоримыми достоинствами зарождающегося нового музыкального стиля и бесподобным роковым пением молодой восходящей звезды Рода Стюарта.
Я сознательно не останавливаюсь на обсуждении песен, представленных на альбоме Beck-Ola. Это блестящий альбом, плотный по своей структуре, наполненный физической и нервной энергией. Чувствуется музыкальный интеллект, позволяющий этим пяти превосходным, напористым молодым музыкантам работать вместе. Группа очень выиграла от присоединения клавишника Никки Хопкинса, одного из самых совершенных пианистов того времени, способных глубоко прочувствовать рок-музыку. На альбоме очень заметен бас Рона Вуда, что в сочетании с разнообразной игрой на ударных Тони Ньюмана обеспечил безукоризненный изобретательный ритмический фон альбома.
Сам Джефф Бек здесь конечно звезда. Вы услышите, как он исполняет свои непредсказуемые гитарные партии в своей собственной логике, умудряясь сочетать своё исполнение с чувством тяжелого блюза.
Видео от канала пользователя Lula Zeppeliano. Обратите внимание на 2 бас-бочки у барабанщика, для усиления плотности ритма. Это лето 1969 год.
Рекомендую иметь эту работу как для расширения своего кругозора так и просто для эстетического наслаждения.
Rockdigger всегда с Вами, берегите себя!
_______________________________
*При каком-либо использовании материалов авторского текста, ссылка на автора обязательна!