В России планируют маркировать фермерскую продукцию и продавать ее через посредников-агрегаторов. Право создания инфраструктуры для реализации мяса, молочки и других продуктов от фермеров передадут регионам. Предполагается господдержка. Соответствующие поправки к закону «О развитии сельского хозяйства» Госдума рассмотрит на ближайшей сессии.
Законопроект дает определение фермерской продукции, которого пока нет. Сегодня практически любой производитель может объявить, что его курица выращена на местной ферме, хотя на самом деле она приехала с крупной птицефабрики, расположенной на другом конце страны. Чтобы покупателя не вводили в заблуждение, авторы поправок предлагают называть фермерской только сельхозпродукцию микро- и малых предприятий, а также самозанятых, ведущих личное подсобное хозяйство. По желанию производители смогут указывать на товаре регион, где он создан.
СЗФО в силу своего географического положения не относится к самым фермерским территориям страны. Тем не менее, по данным последней сельскохозяйственной микропереписи, на Северо-Западе работает 878 малых сельхозпредприятий и 2629 крестьянско-фермерских хозяйств. Лидеры по их числу — Ленинградская, Калининградская и Вологодская области. В заполярных регионах и пригородах Петербурга фермерство не так развито.
Сбыт — одна из главных проблем для малого сельхозбизнеса. Попытки прорваться в федеральные торговые сети так и не привели к постоянному присутствию продуктов с фермы на полках. Чтобы их купить, надо искать редкие специализированные магазинчики или идти на рынок. Сегодня в супермаркетах пилотных городов открываются «фермерские островки» — магазины в магазине. Но не каждому хозяйству под силу подготовить свою продукцию к выходу в свет — к примеру, откалибровать, помыть и красиво упаковать картофель или морковь.
Как следует из законопроекта, облегчить фермерской продукции путь в магазины должны организации-агрегаторы: они будут ее закупать, перерабатывать и сбывать. По сути, эти посредники возьмут на себя всю предпродажную подготовку.
Эксперты видят в нововведениях и рациональное зерно, и дискуссионные моменты, над которыми стоит подумать.
— Предлагаемый законопроект, безусловно, отвечает интересам фермеров, однако он вряд ли позволит их продуктам занять лидирующие позиции, — считает юрист Александр Левиков. — Критерии, по которым продукцию предлагается относить к фермерской — по типам производителей, — еще не гарантируют, что она будет более качественной, чем у крупных предприятий. А вот распространение через агрегаторов, которые займутся централизованной закупкой и приданием товарного вида, может принести позитивные результаты. Это особенно актуально для самозанятых, ведущих личное подсобное хозяйство: им трудно выполнить все требования к безопасности продукции.
В ассоциации «Фермеры Русского Севера», напротив, сомневаются в том, что малому сельскому бизнесу необходимы такие посредники. Розничный сбыт, о котором все говорят, это вообще не то, что требуется фермерам, полагают в организации.
— Нужно обеспечить мелкооптовый сбыт, а для этого фермеров надо освободить от чрезмерных требований по поставке продукции хотя бы внутри своих муниципалитетов. Необходимо стимулировать создание сельхозкооперации. Государство это давно поняло и выделяет большие средства в виде грантов, но субъекты зачастую не участвуют в таких программах. Или выделяют по пять миллионов рублей на всех.
В небольших хозяйствах трудно выполнить все требования к безопасности продукции
Понятно, что на такие средства кооператив не разовьешь: простой трактор стоит от трех миллионов, а линии по розливу молока, мясопереработка или что-то подобное — десятки миллионов, — поясняют в ассоциации.
Кооперативы тоже могут покупать у фермеров надоенное молоко, перерабатывать его и продавать. Причем они будут это делать по рыночному принципу, а агрегаторы — по административно-распределительному, считают некоторые эксперты. По сути, это будут новые колхозы и совхозы, в то время как крупнейшие мировые производители сельхозпродукции — многоуровневые кооперативы.
Что касается каналов распространения фермерской продукции, то мелкие магазинчики, сезонные ярмарки или фермерские рынки все-таки более предпочтительны, чем крупные торговые сети, соглашается маркетолог Максим Оганов.
— Для фермеров важно лично контактировать с покупателями, объяснять им преимущества своей продукции, контролировать цены и качество. В то же время они сталкиваются с такими проблемами, как ограниченный доступ к финансированию, высокие затраты на оборудование и транспортировку, сложности в сертификации, конкуренция со стороны крупных поставщиков. Поэтому им необходима помощь со стороны государства в виде субсидий, льгот и образовательных программ, — отмечает эксперт.
Расширять сбыт фермерской продукции мешает и ее стоимость, которая не всегда может конкурировать с ценой товаров крупного предприятия, подчеркивает Александр Левиков. По его мнению, в оптимизации стоимости продуктов с фермы может помочь господдержка, предусмотренная законопроектом.
При этом необходимость маркировки такой продукции практически не вызывает вопросов. Эксперты сходятся в том, что она поможет фермерам избавиться от недобросовестных конкурентов, а покупателям — не ошибиться в выборе.
Предполагается, что отличительный знак появится на фермерских продуктах с 1 марта 2024 года.
Кстати
По данным Ассоциации компаний розничной торговли, они открыли по всей стране уже более 65 тысяч магазинов. На этом фоне рынков становится все меньше. Сегодня действуют всего 484 универсальных рынка, 32 специализированных по продаже пищевых продуктов и 208 сельскохозяйственных, в том числе кооперативных.
Источник: https://crpt.ru/ со ссылкой на RG.ru
Поможем подготовиться к продаже маркированных товаров. Звоните: (8142) 330-660
www.petroglif.ru
Тел./факс +7 (8142) 330 660
e-mail: mail@petroglif.ru
Skype: Petroglif.P
#маркировка2023
В России будут маркировать фермерскую продукцию и планируют продавать ее через посредников-агрегаторов
4 минуты
24 сентября 2023