Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой, добавляем детали и особенности гибели боевых единиц (насколько можем). До капитуляции Германии остается совсем не много, крупные битвы с большими потерями закончились - идет 1918 год. На основе справочника Шишова А.А. вспоминаем потери в корабельном составе и представляем их в хронологическом порядке. Мы стараемся дополнить данные и добавить подробности, но возможно это нам удастся не в полном объеме. Надеемся, что "коллективный разум" нашего сообщества этого канала позволит проверить сведения, что-нибудь дополнить, скорректировать. Если вы предлагаете данные для корректировки - прошу указать источник, который можно было бы добавить в статью, или на основании которого можно скорректировать выявленные неточности
1918 год
май
11 - Подводная лодка U154 потоплена в Атлантике у мыса Сент-Винсент (Португалия) британской подводной лодкой Е-35. Погибло 77 человек, по данным немецкого специализированного сайта погибло 69 человек, выживших не было.
Согласно Полу Кемпу, U154 двигалась в районе Гибралтара в надводном положении, причем зигзагом и довольно медленно. Была замечена с британской подводной лодкой E-35. Вахтенный на немецкой субмарине, вероятно, был неопытным и не заметил, что их около 2,5 часов преследовал подводная лодка противника, которая долго не могла выйти в атаку и произвести торпедный залп. Наконец, в 18:35 субмарина Е-35 выпустила торпеду в точке с координатами 36°51' с.ш. и 11°50' з.д., которая попала в немецкую лодку в районе кормового орудия. Лодка затонула, трое выживших плавали в воде, но спасти их не удалось, они погибли.
По данным Р.Гибсона и М.Прендергаста, британская подводная лодка Е-35 у Гибралтара обнаружила две подводные лодки U153 и U154. Как пишут авторы: "..последовал оживленный двухчасовой бой, в конце концов U154 была взорвана метко выпущенной торпедой с британской лодки". Из-за присутствия в районе U153 поиски уцелевших немецких подводников британцами не производились.
12 - Подводная лодка U103 потоплена в Английском канале (мыс Финистер) таранным ударом британского парохода "Олимпик". Погибло 10 человек, выжило 35 человек экипажа, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта
Согласно данных Поля Кемпа, подводная лодка U103 входила в боевую группу вместе с U46, U55, U70 и U94, и должны были атаковать конвой у западного выхода из Ла-Манша. В ту ночь U-103 караулила конвой в надводном положении, когда наблюдатель заметил необычно большой пароход. Это был один из крупнейших лайнеров Британии, "Олимпик" компании "Уайт Стар Лайн", который доставлял американские войска в Саутгемптон. Подводная лодка не имела достаточно времени чтобы быстро погрузиться и была потоплена таранным ударом "Олимпика". Выживших доставили в Квинстаун.
По данным Р.Гибсона и М.Прендергаста, патрулируя U103 обнаружила цель огромных размеров - самый большой воинский транспорт, который только могла поразить торпеда. Но как пишут авторы: "...все дело испортила неопытность команды. Командир субмарины вышел на позицию для атаки, но только для того, чтобы услышать, что торпеды в кормовых аппаратах не готовы к выстрелу. Ничего не оставалось делать, ка попытаться второй раз выйти на позицию. поэтому Рюккер (командир U103) лег на курс, параллельный пароходу, держась на такой глубине, что "Спаржа" (немецкое прозвище перископа) была как раз над поверхностью воды. По-видимому, снова произошла какая то путаница, так как лодка всплыла на поверхность и выдала свое присутствие. Над U103 просвистел снаряд из носового орудия "Олимпика". Подводная лодка шла вперед под обоими двигателями, когда колосс изменил курс, чтобы ее таранить. ..."
"...В тусклом свете утренней зари Рюккер увидел прямо перед собой огромный корпус гигантского корабля. U103 сделала отчаянную попытку спастись, повернув внутрь круга фарватера парохода. "Олимпик" ответил на этот маневр, положив штурвал право на борт. В 3 часа 05 минут форштевень парохода нанес подводной лодке страшный сокрушительный удар. U103 пришел конец. Находившиеся на мостике парохода слушали, как лопнули цепи паравана, затем они увидели, как развороченный корпус побежденной подводной лодки поднялся из воды почти вертикально. Остов разбитой лодки оказался за кормой, после чего кормовые орудия парохода открыли огонь. Левиафан компании "Уайт Стар" с исковерканным штевнем продолжил свой путь в Сауптгемптон".
Интересно, что Рюккер впоследствии, как пишут Гибсон и Прендергаст, заявил, что конец одного из винтов "Олимпика" распорол копус его лодки. произошло это прежде, чем U103 была протаранена или после - неизвестно. во всяком случае он заявил что был вынужден подняться на поверхность, чтобы спасти жизнь своим людям. Находясь на грани гибели, он просил пощады и спасения для себя и своей команды, и получил положительный ответ. 35 человек команды были спасены эсминцем "Дэвис".
Версия повреждений и гибели подводной лодки U103 К.П.Пузыревского в целом соответствуют версии Р.Гибсона и М.Прендергасту.
12 - Подводная лодка UB72 потоплена в Английском канале британской подводной лодкой D-4. Погибло 34 человека, по данным немецкого специализированного сайта погибло 32 человека, трех человек спасли.
По данным Пола Кемпа, подводная лодка UB72 была торпедирована британской подводной лодкой D4 в точке с координатами 50°08' с.ш. и 02°41' з.д. Подводная лодка UB72 ждала на севере Ла-Манша тот же конвой, что и U103, и была замечена английской подводной лодкой D-4.
Британская подводная лодка приблизилась на перископной глубине к немецкой субмарине и увидела находящихся на мостике UB72 офицеров и матросов, которые все смотрели на запад и поэтому не заметили приближающуюся с кормы британскую подводную лодку. D-4 выпустил две торпеды, обе из которых попали и потопили UB-72. Троих выживших удалось спасти. Версия П.Кемпа подтверждается Гибсоном и Прендергастом.
13 - Вспомогательный тральщик (бывший рыболовный пароход) "Кабельяу" подорвался на мине и затонул в Северном море.
14 - Миноносец А72 подорвался на мине и затонул в Северном море в точке с координатами 55°34’ с.ш. и 05°54’ з.д. Погибло 25 человек, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта.
Для справки: Относился к миноносцам типа А серии III, подсерия А56-А113 строились для охраны конвоев. Заложен в 1917 году на верфи завода "Шихау" (Эльбинг), вошел в состав флота 1 сентября 1917 года. Входил в состав эскортных и тральных флотилий. Подорвался на мине в точке с координатами 55°34’ с.ш. и 05°54’ з.д.
По проекту: водоизмещение: 392 т (в полном грузу)/проектное -335 т. Размерения: 60х6,42х2,34 м. Механизмы: 2 турбины "Шихау" с зубатой передачей, 2 военно-морских котла. Мощность - до 6000 л.с. Скорость - 28,2 узла. Дальность плавания - 800 миль (20 узлов), запас топлива - 92 т нефти. Вооружение: 2-88-мм орудия, 1-450-мм палубный ТА, 1 трал. Экипаж - 50-55 человек (2 офицера).
К сожалению, других подробностей гибели перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов,А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996, 104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; "Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine. H.Bendert; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)/Морская коллекция, 1996, № 3.- 26 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./ Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грэй, Э.Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг./Э.Грей. - М.:ЗАО "Центрполиграф, 2003. - 286 с.; Трубицын, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.)/ С.Б.Трубицын - СПб, 2000. - 112 с.; Пузыревский, К. Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы/К.П.Пузыревский - СПб: Гангут, 2001.- 216 с