Найти в Дзене
Александр Снитовский

Мечта интроверта, или как японский стартап помогает нерешительным сотрудникам уволиться с работы

Увольнение
Увольнение

Каждый взрослый (а иногда и не очень) человек хотя бы раз в жизни сталкивался с процедурой увольнения. И одно дело, когда об этом решении своему теперь же бывшему сотруднику начальник сообщает, и совершенно другое, когда на этот шаг человек решается осознано и по собственному желанию. Услышать от своего босса что-то вроде «вы не вписываетесь в коллектив», «ваш отдел сократили» или какие-то банальные слова о профнепригодности, конечно, обидно, однако и руководителя тоже можно понять. Каким бы хорошим, понимающим и терпеливым он не был, дело – превыше всего!

Увольнение
Увольнение

И совершенно другая история, когда сотрудник решает распрощаться со своей должностью в той или иной компании добровольно – на это есть уйма причин, и перечислять их я не стану. Особенно непросто приходится людям, проработавшим на одном месте 3, 5, а то и все 10 лет! Чаще всего, в таких случаях рабочее место – это второй дом, коллеги - лучшие друзья, а работа – смысл жизни. Да-да, бывает и такое…А если еще и сам сотрудник отлично справлялся со своими обязанностями, и от его ухода компания потеряет больше, чем выиграет, вот тут и начинаются моральные муки выбора: уйти или остаться, а, если все же уйти, то как сообщить об этом начальнику?

Увольнение по собственному желанию
Увольнение по собственному желанию

Вы скажете: «Что тут сложного? Решил и сказал!». Безусловно, можно и так, однако далеко не все люди способны на подобную прямолинейность, и уж тем более по отношению к руководителю. К тому же, если сотрудник действительно ценен, начальник, не желающий его терять, приведет 1000 и 1 причину того, почему ему лучше остаться. И знаете что? Во многих случаях подобные доводы срабатывают, и человек остается…сперва на полгода, затем на год, а после понимает, что его, собственно, и тут неплохо кормят! В общем, увольнение – штука тонкая…

Разговор с руководителем
Разговор с руководителем

…И особенно тяжело распрощаться с любимой, но уже надоевшей работой людям, которые в принципе не слишком жалуют межличностное общение. Уверен, среди ваших знакомых тоже есть такие представители, которым легче написать миллион сообщений, чем один раз позвонить, а если звонить все же приходится – оттягивают этот момент до последнего.

Интроверт в коллективе
Интроверт в коллективе

И некоторые из таких людей действительно являются самыми настоящими интровертами, для которых общение с внешним миром доставляет определенный дискомфорт. Поэтому можете себе представить, каким стрессом для них является увольнение, ведь это нужно лично сообщить начальнику о своем решении и еще какое-то время слушать его и отвечать на вопросы, испытывая при этом колоссальное неудобство и даже в некотором роде стыд, ведь ты же подводишь коллектив! Одним словом – пытка…

Интроверт в коллективе
Интроверт в коллективе

«И, правда, пытка», - подумал однажды японец Тошиюки Ниино, решивший уволиться с не устраивавшей его работы. Он никак не мог решиться на разговор с начальством, не мог набраться смелости и подобрать нужные слова для достойного ухода. Вы же помните, насколько сильно у азиатов развито чувство долга и ответственности? И именно по этой причине им так непросто принимать, а уж тем более озвучивать, столь важные решения. Кроме того, Ниино понимал, что новость в любом случае столкнется с волной сопротивления со стороны начальства, и просто так уйти ему никто не даст. А уйти было нужно, поскольку на тот момент Тошиюки Ниино переживал не самый простой период в своей жизни.

Тосиюки Ниино
Тосиюки Ниино

Вот бы кто-нибудь избавил меня от необходимости разговаривать с начальством! Вот бы кто-нибудь сделал это за меня», - пожаловался как-то Ниино своему другу детства Юичиро Оказаки. Оказаки же, выслушав жалобы товарища, решил, что это могла быть очень неплохая идея для стартапа. Что, если бы появились «третьи лица», которые бы решали вместо нерешительных японских граждан все вопросы, связанные с увольнением?! То есть, брали бы на себя неприятные и расстраивающие обе стороны разговоры с руководством?

Тосиюки Ниино (слева) и Юичиро Окадзаки (справа)
Тосиюки Ниино (слева) и Юичиро Окадзаки (справа)

И, недолго думая, Тосиюки Ниино и Юичиро Окадзаки запустили уникальный сервис под названием «Exit», основная идея которого заключалась в предоставлении услуги по передаче заявления об увольнении от имени сотрудника.

Логотип сервиса "Exit"
Логотип сервиса "Exit"

За определенную плату в размере от 20 000 до 50 000 иен (300 долларов) «Exit» связывался с работодателем и сообщал ему о решении работника уволиться, что позволяло последнему избежать любых вызывающих беспокойство столкновений с начальством. По сути, сервис являлся своеобразным буфером между начальником и подчиненным, выразившим желание покинуть свой пост, однако «Exit» брал на себя исполнение лишь стандартных просьб.

Сервис "Exit"
Сервис "Exit"

В сложные вопросы, например, касающиеся выплаты выходных пособий и всего в таком духе, сервис не вмешивался, и позволял работодателю и теперь уже бывшему сотруднику обговаривать все побочные моменты по электронной почте.

Сотрудники японской компании
Сотрудники японской компании

К слову, сервис оказался на удивление популярным и прибыльным делом, чего его основатели, Тосиюки Ниино и Юичиро Окадзаки, мягко говоря, не ожидали…хотя надеялись. Нет, безусловно, они знали, что подобная проблема существует, однако и предположить не могли, что такое количество японских граждан продолжают выполнять ту или иную работу только лишь потому, что не решаются сообщить о своем решении начальству. Лишь за первый год работы сервиса «Exit», его услугами воспользовались около 800 человек по всей Японии – в большинстве своем мужчины в возрасте от 20 лет. И количество запросов день ото дня лишь возрастало!

Тосиюки Ниино (справа) и Юичиро Оказаки (слева)
Тосиюки Ниино (справа) и Юичиро Оказаки (слева)

Основатели «Exit» полагают, что столь высокая популярность сервиса во многом связана особенностями японской культуры, пропагандирующей идею о том, что успех требует долгосрочных обязательств, а увольнение – это, как минимум, грех, позор и все в таком духе. Да и как еще может быть в стране, где всячески поощряется сверхурочная работа, а доля сотрудников, которые работают более 60 часов в неделю (порядка 6%) является одной из самых высоких в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят развитые страны)!

Японцы за работой
Японцы за работой

С момента своего запуска бизнес-модель сервиса «Exit» был принята примерно двумя десятками других компаний, что послужило возникновению в Японии ниши для успешного развития индустрии аутсорсинга увольнений. Сами же Тосиюки Ниино и Юичиро считают, что помогают людям в Японии преодолеть страх и избежать стресса, связанного с увольнением, а, главное, дают им шанс увидеть новые возможности карьерного роста и собственной реализации.

Тосиюки Ниино (справа) и Юичиро Оказаки (слева)
Тосиюки Ниино (справа) и Юичиро Оказаки (слева)

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!