Согласно ст. 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) любая реклама, размещаемая в Интернете, должна быть маркирована, а вся информация о ней должна быть передана в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), оператором которой является Роскомнадзор.
За нарушение правил маркировки рекламы в Интернете установлена ответственность в виде штрафа возлагается на юридических лиц от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Мои клиенты часто обращались ко мне с вопросом: "какую рекламу в Интернете необходимо маркировать?". Сегодня отвечу на этот и другие вопросы.
Необходимо ли маркировать информацию, размещенную на официальном сайте или странице в соцсети организации?
По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в соцсетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются - маркировать не нужно.
Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.
Если Вы на своем сайте, размещаете информацию о деятельности своей организации или реализуемых товарах, оказываемых услугах, то такая информация не является рекламой. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения о маркировке рекламы не распространяются.
Вместе с тем, когда на сайте и на страницах социальных сетях информация о товарах, услугах направлена не столько на информирование потребителя о деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе или услуге (Например, путем размещения стационарного банера, размещаемого на каждой странице сайте и не связано с содержанием таких страниц, всплывающего окна и т.п.) такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования ФЗ «О рекламе» - нужно маркировать.
Маркировка рекламы в Telegram и Whats app.
По мнению ФАС России, маркировать рекламу в Telegram не нужно, если он используется в качестве мессенджера для обмена сообщениями между конкретными пользователями.
Однако маркировка обязательна, если ресурс используется для донесения информации до широкого круга пользователей через предлагаемые сервисные возможности (через Telegram-каналы). Такая информация подпадает под действие ст. 18.1 Закона о рекламе (Информация ФАС России), необходимо маркировать.
Маркировка рекламы в ВКонтакте.
Размещение информации о деятельности организации, оказываемых услугах и реализуемых товарах в официальной группе в ВКонтакте носит справочно-информационный характер и рекламой не является, поскольку указанная информация распространяется непосредственно на официальной странице в социальной сети ВКонтакте и предназначена для получения посетителями страниц необходимого объема сведений о деятельности компании, ценах, услугах и иной информации, размещаемой в целях правильного потребительского выбора.
Если Вы начинаете продвигать свои посты в ВКонтакте, то все объявления, размещаемые через рекламную систему, маркируются автоматически. Например, статичные баннеры, каждый ресайз и вариант отображения; видео реклама, карусель, пром посты, видео баннеры, вертикальные видео, мультиформат, тизеры.
Нужна ли маркировка рекламы в Инстаграм*?
*принадлежит Компании Meta Platforms Inc., признана в России экстремистской организацией и запрещена. Инстаграм в России запрещен.
Деятельность социальной сети в Инстаграм* на территории РФ запрещена, доступ к ее ресурсам ограничен Роскомнадзором. Получить доступ возможно лишь с использованием сторонних сервисов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Формально на территории России реклама из Инстаграм* не размещается, соответственно под действие закона о рекламе она не подпадает.
Маркировка рекламы в Инстаграм* в настоящий момент законом о рекламе не регулируется.
Как отличить мнение или отзыв блогера от рекламы?
Контент является рекламой, а не личным мнением блогера, если изложение информации о товаре или услуги выпадает из обычной манеры рассказа блогера. Если блогер сообщает подробности того, где можно приобрести товар/услугу, а также, например, предоставляет промокод подписчикам на покупку товара/услуги, то этот контент является рекламой - нужно маркировать.
Какие данные маркировать не нужно:
1. Рассылки по собственным базам клиентов: email – рассылки, рассылки в мессенджерах;
2. Пуш-уведомления;
3. Рекламу в составе телепередачи, которая отображается в интернете без изменений по сравнению с первоисточником;
4. Рекламу, которая была запущена из России, но показывается только на иностранных сайтах;
5. Статьи и посты о своих товарах или услугах в своих аккаунтах (например, в группе ВКонтакте, посвященной вашей компании) или на своем сайте;
6. Органичные интеграции, например, упоминание о новинках косметики в видеоролике или постах, использование по назначение одежды, оборудования, продуктов и других товаров;
7. Обзор нескольких товаров разных производителей без акцента на каком-либо товаре;
8. Справочно-информационные и аналитические материалы: обзоры внутреннего и внешнего рынков; результаты научных исследований и испытаний;
9. Информацию о рассылках ВКонтакте и Telegram про собственные чат-боты.
Выводы. Прежде чем решить, нужна маркировка или нет, необходимо определить, относится ли информация, размещенная в интернете, к рекламе или иной информации, не являющейся рекламой. Если это реклама, то необходимо маркировать. Следовательно, решение о маркировке осуществляется в каждом конкретном случае исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.