В игре на детской площадке инициативнее к общению будет глухой ребенок слышащих родителей или у глухих? Как думаете? Уверена, что, как и большинство, вы ошибетесь и ответите, что у слышащих. А потом спросите почему же не правы? Ведь, казалось бы, глухие должны жить среди своих, глухих, и зачем им инициировать общение со всеми подряд слышащими? Но ответ прост. Глухого ребенка безусловно принимают родители. Глухого в слышащей семье - нет, не сразу, как правило, пока не заговорит. И интуитивно, неосознанно, глухиш таких же родителей, как он, чувствует себя свободно и принятым в любой среде, а вот даже самый маленький неслышащий ребенок будет чувствовать себя, мягко говоря, не в своей тарелке, чувствуя подсознательно от собственной слышещей мамы, что он не такой как все.
И дело не в маме. Принятие диагноза ребенка с особенностями развития - такой специфичный процесс. С ним не каждый человек справляется без сторонней психотерапевтической помощи. У глухоты проявления свои - пока ребенок не заговорит, как правило, принятия нет и не будет. Это - выжимка из вчерашнего интервью Анны Анатольевны Попелло, директора Томского регионального отделения Всероссийского общества глухих. Оно прозвучало на ТВ и приурочено к Международному дню глухого человека, который отмечается 23 сентября. Я с Анечкой солидарна. Мой опыт ее высказанную ею аксиому красноречиво подтверждает.
Аня не слышит, если не использует слуховой аппарат. Даже в них, если собеседник лицо отвернет, то она поймет не все сказанное без визуального подкрепления. Кохлеарная имплантация ей пока не показана. У девушки прекрасная речь, оборотистая. Общаться с ней - удовольствие высокого класса. Человек она эрудированный, с чувством юмора и большим сердцем. Потому ее сфера деятельности - благотворительность разного рода. О своем личном принятии мамой Аня в интервью сказала, что произошло это примерно тогда, когда ей было лет 20. Хотя и заговорила она гораздо раньше и вообще ребенком была золотым: умница и отличница во всех смыслах.
Глухие в современном обществе часто воспринимаются неадекватно. Это закрытое сообщество, которое общается при помощи языка жестов. Вот примерно так сформулирует любой обыватель, в роду которого ТАКИХ не было. Даже в среде специалистов, которые трудятся в сфере реабилитации нарушенной слуховой функции есть укоренившееся мнение о том, что глухие = снижение интеллекта или отставание в развитии. Не безосновательно, конечно. Если человек живет без коммуникации, то, конечно, он отстает в развитии, становится аутичным и даже умственно отсталым. Часто вторично по этой причине. Потому часть субкультуры глухих - русский жестовый язык (РЖЯ) как средство коммуникации (своевременно введенный) спасает от грубых последующих нарушений развития.
Родители слышащие, у которых родился глухой малыш, способны очень много лет бороться за речь, ждать ее порой безосновательно. Если аппараты или процессоры имплантов можно спрятать под волосы, шапки, повязки и таким образом скрыть протез, то отсутствующую или грубую скандированную речь не спрятать никак. Долгие годы борьбы за ее появление, за качество иногда так и не увенчиваются успехами. Позднее вмешательство, неадекватные меры реабилитации, тяжелые сопутствующие нарушения - часто причины того, почему не только речь не стартанет, то и могут появиться вторичные диагнозы.
Так одна слышащая бабушка двух глухих внуков в одном сибирском городе как вызов приняла мои рекомендации изучать жесты. Им тогда было 3 и 4 года и, казалось бы, рано сдаваться. Но очевидно было, что тот уровень слухоречевого развития , который способны достигнуть те детки, не позволил бы им полноценно коммуницировать, чтобы, к примеру, усваивать школьную программу. Очевидно было уже тогда, что есть угроза и вторичных аутичных черт и даже УО при переходе в среднее звено школы. Причем очень обычно, что малышня никак не контактировали со своими мамой и папой, которые владеют только РЖЯ. То есть и с бабушкой коммуникация не налажена, и с родителями пообщаться невозможно. Спустя некоторое время, дети и впрямь заговорили. Да, есть обиходный словарь, не самого ужасного качества словесная речь. Бабушка регулярно шлет мне видео с внуками, где хочет доказать мне, что я ошиблась, прописывая РЖЯ им. Сейчас в дошкольном периоде не видно ей очевидных грядущих проблем, которые возникнут уже во втором классе. И с родителями так и нет коммуникации, за использование жестов, которые они хватают на лету, бьют по рукам, иначе речь развиваться не будет…
Аналогичный случай у меня есть и в одном южном городе. Бабушка, которая пару лет назад привела ко мне внучку на настройку КИ, готова была поспорить, что речь она «выбьет» из нее. Как ей удалось это сделать с глухой дочерью. Она не пользуется никакими ТСР, зато РЖЯ владеет супер. Прекрасно существует в социуме своем. По запросу матери она не раз пыталась продемонстрировать мне свою «речь», которой она, конечно, владеет. Скандированно и утрированно, со специфичным оттенком носовым она может сказать мне несколько слов приветствия. Только зачем этот надрыв? На последнюю настройку внучка пришла без бабушки с неговорящими родителями. Последняя сдалась в борьбе за речь. Сил не осталось. Успели бы РЖЯ теперь, ведь в 6 лет сложнее осваивать, чем тогда, когда в 4 наружу лезла вторичная аутичность, а бабушка воевала за словесную речь. Таких примеров масса, в сожалению.
Есть и несколько иные. Более успешные потому, что РЖЯ не боялся никто даже в раннем возрасте, когда малышу ставили имплант. С глухими родителями он общался жестами, с бабушками ездил на реабилитации и осваивал устную речь. И теперь они - билингвы - успешные двуязычные дети, владеющие РЖЯ и вербаликой.
Когда-то, лет 15-20 назад, когда операции кохлеарной имплантации боялись как огня, ошибочно считая, что это вмешательство на мозге, а не на внутреннем ухе, представители фирм-производителей искали успешно прооперированных детей, говорящих непременно при помощи словесной речи, снимали видеоролики с их участием и демонстрировали в массы. Целью всего этого было снять страх у потенциальных кандидатов на высокотехнологичную операцию. И тут-то ошибочно обещали больше, чем положено. Ведь операция обеспечивает только хороший СЛУХ. А вот за речь отвечают другие специалисты при учете стартовых данных самого глухого человека.
ПРИ ЭТОМ Я НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОТРИЦАЮ НАЛИЧИЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ОСВАИВАЮТ УСТНУЮ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ В ПОЛНОЙ МЕРЕ, НЕ НУЖДАЮЩИХСЯ ОСТРО В АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Сегодня для адекватного восприятия действительности, постановки правильных целей необходимо снимать другие видеоролики. Сейчас крайне необходимо показать обществу успешных билингвов, доказав, что РУССКИЙ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРЕНТОМ УСТНОЙ РЕЧИ. И своевременно введенная альтернативная коммуникация нуждающимся, детям, находящимся в группе риска, в виде РЖЯ способна многих спасти от аутичности и УО. Следует учитывать, что РЖЯ это не тогда, когда не случилось вербалики, ведь альтернативная языковая система это тоже сложная наука в освоении. Если опоздать, то можно и не успеть, не освоить. Но конкуренции точно нет. Надеюсь, что после прочитанного сегодня и ранее опубликованному циклу статей о мире глухих и РЖЯ вы тоже решите, что ГЛУХОТА - уж точно не приговор.
С Праздником все причастных 🧏♀️🧏🧏♂️