Ему предложили возглавить борьбу с нацистами в Виннице накануне прихода туда оккупантов. И оставили директором библиотеки. Верными помощниками Бевза стал бывший секретарь комсомольской организации школы Игорь Войцеховский, студентка московского университета, уже успевшая побывать в плену, Лариса Ратушная, Семён Степанович Левенец – член партии, который сумел втереться в доверие к фашистам и стать директором горторга, и многие другие. Левенец создал и свою группу, члены которой одевали сбежавших из концлагеря в гражданскую одежду и давали еду, находили работу для верных людей, печатали листовки.
Нацисты планировали организовать в Виннице тихую провинцию полностью послушного населения. Ведь недалеко строился объект «Вервольф» - ставка Гитлера! Для этого особые карательные команды прошлись по всем населённым пунктам области. Каждого, кто вызывал хоть минимальное подозрение, немедленно уничтожали. Так известно, что только в одном селе Стрижавке таких набралось 227 человек. В самом городе были проведены такие же «рейды». А здесь было ликвидировано порядка 25 тыс. населения. Но подполье не сдавалось.
Бевз наладил связь с подпольщиками на водоканале. Руководил ими участник гражданской войны Никита Евдокимович Карталов. Слесари передвигались по городу достаточно свободно. Они подбирали людей для ухода в партизаны, разбрасывали листовки, искали возможность достать оружие. Они же оставили железнодорожную станцию без воды и пустили на воздух бензохранилище.
Через Карталова Бевз установил связь с Александром Леонтиевичем Парамоновым, в ведении которого была деятельность диверсантов в трёх ближних небольших городах. Также с информацией о бункере Гитлера отправили подпольщиков через линию фронта, далее одного из них с докладом вызвали в Москву.
Фашисты стирали с лица земли целые сёла. В ответ подпольщики среди бела дня расстреляли офицера СС. Через некоторое время ранили гебиткосиссара Нольтинга. Листовки в городе были каждый день. На железнодорожном переезде столкнулись два поезда с личным составов гитлеровцев, живых почти не осталось. Некоторое время на железнодорожной станции не работала связь, поскольку разломали часть оборудования. «Накрылись» трансформаторы городской подстанции и даже толстенный кабель, протянутый к спецобъекту, несколько раз умудрялись перерубать. Организовали побег большой группе военнопленных. С помощью советского немца Николая Бренера сожгли немецкий Дом пропаганды. Затем пошли склады с продовольствием, мясокомбинат и многое другое.
С ростом подполья в него приходило всё больше новых людей. Не было времени проверять каждого.
Были арестованы первые ребята. Но они не выдали никого. Из-за своей оплошности в гестапо попала Ратушная, она случайно отдала ребятам вместе с поддельными свой паспорт, с которым сверялась в подделке. Её отправили в концлагерь. Оттуда мать выкупила за большую взятку охраннику. Ляля снова вступит в борьбу. Её убьют уже перед самым приходом частей Красной Армии в город, кто-то из предателей.
К самому Бевзу подобрался провокатор Ткаченко. Он предъявил мандат от Киевского горкома партии с «настоящей» печатью, над которой изрядно потрудились немецкие специалисты. Предатель многое узнал.
8 сентября 1942 года Ивана Васильевича арестовали прямо в библиотеке. Он успел передать через сотрудницу, чтобы все, кто контактировал с ним, сюда больше не приходили. После ареста Бевза Левенец и другие подпольщики в попытке отвести подозрения от арестованного организовали ряд диверсий, разбросали массу прокламаций. Бесполезно.
Почти 4 месяца он сидел в одиночной камере. Здоровье, и там сильно подточенное туберкулёзом, уходило окончательно. Но Бевз думал лишь о том, как отвести подозрения от других. Поэтому он всё брал на себя. Немцы, видя, что он умирает сам, поторопились с расстрелом. Его вывели в последний путь 18 января 1943 года.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с нацистскими оккупантами Ивану Васильевичу Бевзу в 1965 году посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.