В конце 30-х годов – начале 40-х прошлого века в Красной армии активно шли чистки. Убирали командиров высшего звена. Если знаете, то один из «маршалов Победы» Константин Константинович Рокоссовский мог сгинуть в тюремных застенках.
Как к этому всему относиться? Я, если честно, не знаю.
Есть мнение, что сталинский режим был вреден для страны, что значительная часть репрессированных пострадала зря.
А есть и такое мнение, что Иосиф Виссарионович всё правильно делал. И, благодаря именно этим чисткам, нашей стране удалось выстоять в 1941 году.
Не знаю.
Факт в том, что герой этой статьи, человек, который, несомненно, был выдающимся военным, пострадал от системы. Однако, как представляется, сама судьба его спасла.
Речь идет о генерале Иване Сидоровиче Лазаренко – человек «от сохи», который только за счет своей отваги сделал головокружительную карьеру, если так можно выразиться. И за счет ума, конечно.
До Великой Отечественной
Традиционно, разделю именно так биографию Ивана Сидоровича.
Он родился в крестьянской семье, в школу ходил всего два года, потому что некогда было учиться. Нужно было кормить себя, семью. В 14 лет Иван уже был полноценным шахтером, копал уголь в Ростове, зарабатывал нелегким трудом на хлеб.
А потом началась Первая мировая война, и представителя казацкой бедноты призвали в армию Российской империи.
В ходе боев Иван Сидорович получил четыре Георгиевских креста. К сожалению, не сохранилось никаких документов, воспоминаний о том, какие подвиги совершил Лазаренко. Но я не сомневаюсь, что все кресты были получены не просто так.
Просто у большевиков была аллергия на всё царское, поэтому Лазаренко сдал награды из благородных металлов в пользу голодающих Поволжья. Так он как бы отрекся от прошлого.
Без этого вряд ли можно было обойтись. Однако в Иване Сидоровиче никто из большевиков не сомневался. Лазаренко еще до Гражданской войны поддержал коммунистов. А потом сражался с казаками, выступавшими на стороне белых.
Наш герой с оружием в руках защищал идеи коммунизма.
В 1920-м Иван Сидорович получил орден Красного Знамени. Тогда он командовал взводом.
В СССР Иван Сидорович поступил в Академию им. Фрунзе, получил майорское звание. В 1937 году Лазаренко отправили в Испанию, где он стал советником полковника Хана Модеста. Как вы понимаете, должность была условная. Если б Лазаренко только лишь давал советы… Он воевал. Как всегда, сражался отважно, получил ранение в Испании и звание подполковника. Кроме того, Иван Сидорович на родине стал командиром 42-й стрелковой дивизии.
Подразделение участвовало в войне с Финляндией, в ходе которой Лазаренко получил второй орден Красного Знамени и звание генерал-майора.
Таким образом, до начала Великой Отечественной Иван Сидорович успел принять участие в четырех вооруженных конфликтах. А то и в пяти:
· Первая мировая;
· Революция;
· Гражданская война;
· война в Испании;
· Финская.
К 1941 году это был опытнейший и, что важно, отважнейший человек.
Но Лазаренко в том же 1941 году судили за то, что он вывел бойцов из Брестской крепости. Якобы проявил малодушие.
Приговор и дальнейшие события
Приговор был страшным: расстрел. Однако Президиум Верховного Совета заменил расстрел на 10 лет лагерей.
Впрочем, Ивана Сидоровича уже, спустя год, освободили, отправили на фронт, где он стал заместителем командира 413-й стрелковой дивизии.
Ивана Сидоровича со временем восстановили в звании, вернули все награды, кроме царских, естественно. Генерал, будучи почти полностью реабилитированным, продолжал отважно сражаться с гитлеровцами. Получил два ранения, контузию. Имел право демобилизоваться, но остался в армии.
25 июня 1944 году Ивана Лазаренко не стало. Он погиб на фронте.
Позже генералу присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно).
А уже, когда возникла Российская Федерация, историки Минобороны установили, что Иван Сидорович никаким предателем Родины никогда не был.
Оказывается, генерал еще в мае 1941 года просил о том, чтобы Брестское направление усилили. Уже тогда Лазаренко считал необходимым готовиться к наступлению немцев.
Но Сталин боялся спровоцировать военного преступника Адольфа Гитлера.
Получается, что Иван Сидорович стал просто-напросто жертвой обстоятельств. Хорошо хоть, что не расстреляли, да и в лагерях генерал пробыл мало.
С другой стороны, возможно, в местах заключения Лазаренко бы выжил, подал бы после ухода из жизни Сталина документы на реабилитацию.
А так – получилось, что на фронте не выжил, до Победы не дожил.