Найти тему

Жизнь во имя Родины: судьба первых трех женщин — Героев Советского Союза

85 лет назад, 24 сентября 1938 года, начался беспосадочный перелет советских летчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой по маршруту Москва – Дальний Восток. Он проходило в исключительно сложных условиях, сопровождался большими трудностями, однако завершилосься успехом — летчицы установили женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. Героических женщин чествовали на самом высоком уровне, об их подвиге писали все советские газеты. За выполнение перелёта и проявленные мужество Гризодубовой, Осипенко и Расковой 2 ноября 1938 года были присвоены звания Героев Советского Союза (таким образом они первыми удостоились этого звания среди женщин).

Но как сложилась судьба отважной троицы после столь блистательного успеха? Надо сказать, что по-разному. В сегодняшнем материале мы кратко пройдемся по страницам последующих биографий летчиц и поймем, какая непростая и опасная работа — быть всегда на высоте…

-2

ПОЛИНА ОСИПЕНКО

К сожалению, жизнь Полины Денисовны оборвалась очень быстро — менее чем через год после перелета. Поначалу все складывалось благополучно: летчица работала инспектором по технике пилотажа, готовила будущих пилотов-истребителей. В марте 1939 года Полина была избрана делегатом XVIII съезда ВКП(б). 11 мая 1939 года вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА участником Гражданской войны в Испании Героем Советского Союза комбригом Анатолием Серовым Полина совершала учебно-тренировочный полет на новом самолете УТИ-4. К несчастью, тот день стал роковым для обоих летчиков.

Поначалу Осипенко находилась в задней закрытой кабине и вела машину вслепую. В это время Серов, сидя в передней открытой кабине, корректировал полет. После приземления авиаторы поменялись местами и снова поднялись в небо. Полёт был рассчитан на 40 минут, однако в расчётное время на базу Полина и Анатолий не вернулись. Начались поиски, результат которых был неутешительным: самолет нашли разбившимся между деревнями Высокое и Фурсово, в 25 километрах северо-западнее Рязани.

Что же произошло? Согласно свидетельствам многочисленных очевидцев, Серов снизил самолёт до высоты 300—500 метров, после чего приступил к выполнению виражей. Первый вираж был выполнен успешно, но при переходе на второй — пилот сильно задрал нос машины, вследствие чего она потеряла скорость и свалилась в штопор. По тому, что колпак кабины Серова был откинут, а УТИ-4 вошёл в землю в начальной стадии пикирования, было понятно — экипаж понимал, что происходит, и пытался вывести самолёт из штопора. Наручные часы Анатолия Серова, остановившиеся от удара, показывали время 9 часов 9 минут.

В связи с трагической гибелью авиаторов в стране был объявлен траур. Прах Полины Денисовны поместили в урне в Кремлёвской стене на Красной площади. В том же году село Керби Хабаровского края, где в 1938 году совершил посадку знаменитый женский экипаж, было переименовано в Село имени Полины Осипенко. Так завершилась судьба отважной летчицы, многое сделавшей для отечественной авиации и навсегда вошедшей в ее историю.

-3

МАРИНА РАСКОВА

Какое-то время Марина Михайловна служила уполномоченным Особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, а с февраля до марта 1941 года была задействована в особом отделе 3-го (авиационного) Управления Народного комиссариата обороны. Когда началась Великая Отечественная война, летчица приложила много усилий для того, чтобы получить разрешение на формирование женских авиационных боевых частей, а затем сама стала командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. Расковой также удалось добиться перевооружения своих летчиц новейшими на то время бомбардировщиками Пе-2.

К сожалению, в те времена полеты во многом еще оставались довольно опасными, и жизнь Марины Расковой также оборвалась в трагической катастрофе. Проводив свою эскадрилью на фронт, летчица 28 декабря 1942 года возвратилась обратно на аэродром в Саратовской области, где оставался её Пе-2, а также ещё два экипажа эскадрильи (лётчиц Губиной и Ломановой), чьи самолёты были неисправны. Командир решила дождаться их ремонта и проконтролировать отправку на передовую. Из-за сильного ветра и пурги экипажи вылетели только 4 января 1943 года, а по пути попали в густую и низкую облачность. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к деревне Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой. К сожалению, самолет самой Марины Расковой потерпел катастрофу в Саратовском районе, а все члены экипажа погибли.

Тело Марины Михайловны было кремировано, а урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене. Вечная память!

-4

Есть напоминание о летчице-рекордсменке и в нашем музее. В зале №7 можно увидеть часы, которыми Раскова пользовалась во время полетов, а в зале №14 хранятся летные очки, курвиметр (прибор для измерения длин извилистых линий на топографических картах) и полетный лист Марины Михайловны за 1 декабря 1942 года. Посетители, знакомые с историей отечественной авиации, хотя бы ненадолго, но обязательно останавливаются возле этих экспонатов...

-5

ВАЛЕНТИНА ГРИЗОДУБОВА

Дольше всех довелось прожить Валентине Степановне. В годы Великой Отечественной войны, в марте 1942 года, она возглавила 101-й бомбардировочный полк авиации дальнего действия, который впоследствии за успешное выполнение боевых заданий стал гвардейским. Сама летчица совершила около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и для доставки военных грузов партизанам, сражавшимся в тылу врага. Неоднократно ей приходилось рисковать жизнью, однако все поставленные задачи Валентина всегда выполняла вовремя. Одновременно, в 1941–45 гг. Гризодубова являлась председателем Антифашистского комитета советских женщин. Ее также включили в состав Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

После демобилизации из Советской Армии Валентина Степановна работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время — Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Подразделение Гризодубовой проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Валентина Степановна лично принимала участие в полётах. В 1963 году по инициативе героини был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на подмосковном аэродроме Солнцево, который Гризодубова и возглавила. В начале 70-х она вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до самой своей смерти в 1993 году. Похоронили Валентину Степановну на Новодевичьем кладбище в Москве.