Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Во дворе Музея Москвы архангелогородцы «шьют» традиционный поморский карбас

Оглавление

Цель: сохранение русской поморской культуры и традиционного деревянного судостроения

Фото автора
Фото автора

Судостроители приехали с верфи Товарищества поморского судостроения, которую возглавляет капитан, путешественник Евгений Шкаруба. Он решил привлечь внимание к сохранению поморской культуры и традиционного деревянного судостроения при поддержке двух столичных музеев — Москвы и Политехнического.

Проект стартовал в июне в Архангельске, а 15 августа корабельные энтузиасты приехали в Москву с заготовкой будущего карбаса. Это уже десятое подобное судно на счету Евгения Шкарубы, хотя начал погружаться в деревянное судостроение он только в 2019 году.

-2

Карбасы впервые упоминаются в записях Соловецкого монастыря в 15 веке. Карбас для Мангазейского морского хода строится по старинным технологиям: еловые доски сшиваются вымоченной и скрученной еловой веткой или «вицей». Металлические детали в традиционном карбасе могут использоваться только для руля. В данном карбасе будет 6 весел и 2 мачты. Длина корабля — 9 метров, ширина — 3 метра.

-3

Традиционный поморский карбас

По замыслу автора проекта карбас на машине отвезут в Великий Устюг. Позже в сентябре-октябре экипаж дойдет до Архангельска по реке Северная Двина. В пути планируется чтение лекций, встречи с местными жителями в городах и деревнях и съемки документального кино.

В следующем году карбас из Архангельска отправится историческим сложным маршрутом в Мангазею — первый русский заполярный город в Сибири, основанный в 1601 году. Он просуществовал 70 лет и представлял собой крупный центр торговли. После крупного пожара Мангазея так и не возродилась, полностью утратив свое значение и величие.

Из Архангельска карбас пойдет по Мангазейскому морскому ходу — через Белое, Баренцево, Карское моря, а также через Ямальский волок. Часть пути будет пройдено по воде, часть — волоком по суше, как во времена освоения Восточной Сибири. Осенью 2024 года карбас вернется в Москву, где состоится выставка «Технология открытий».

Этот маршрут — дань памяти нашим предкам, отважным поморам, которые первыми освоили и создали технологию строительства судов, способных ходить во льдах.

-4

За три недели строительство поморского карбаса посетили более 8 тысяч человек, из которых больше 200 приняли участие в мастер-классах, а еще 400 — в экскурсиях. «Шитье» карбаса официально завершится наречением судна в торжественной обстановке. Экспозиция открыта для всех желающих, вход свободный.

В прямом эфире проекта «ПОРА в Арктику» руководитель проекта Евгений Шкаруба рассказал координатору Экспертного центра ПОРА Дарье Прусаковой подробности проекта и будущей экспедиции, историю использования Мангазейского морского пути.

Стрим со строительства поморского карбаса во дворе музея Москвы.

***

Автор: Дарья Прусакова, специально для GoArctic