Найти в Дзене

Проповедь на неделю перед Воздвижением (2003.09.21). Протоиерей Димитрий Смирнов

Cегодняшний день – неделя перед Воздвижением. Уже Святая Церковь начинает праздновать один из важнейших праздников церковного года – Воздвижение Креста Господня – в силу большого значения для христианина крестной жертвы Христа Спасителя. Я хочу остановиться на чтении, которое сегодня звучало не только у нас в храме, но и вообще во всех наших русских православных храмах. В нём евангелист Иоанн повествует слова Христа Спасителя: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3 13). Здесь речь идёт о Вознесении Господнем. Как Господь сошёл с небес, так Он и вознёсся на небо. И далее Он напоминает: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14-15). Так и происходит.

Как Господь вознёсся, мы знаем. Евангелист Лука повествует о том, что на горе Елеонской собрались апостолы, Господь их благословил и вдруг стал подниматься на их глазах в воздух. Затем всё выше и выше, пока не превратился в маленькую точку, а потом исчез. Они так стояли, можно сказать, раскрыв рот, были в ужасе, недоумении, смятении. Им явились ангелы и пророчествовали о том, что как они видели сейчас Сына Человеческого, поднимающегося на небеса, так будет и второе пришествие Христа Спасителя, когда Он придёт с небес. Уже не как сын Иосифа плотника и Девы Марии, как Он родился на земле, как простой человек, а вернётся во всей Своей небесной славе. Это дивное зрелище дано было видеть только ученикам Христовым, потому что никакого смысла в том, чтобы видеть это человеку-нехристианину, нет. Ну человек улетел, что из этого следует? Если человек не верует во Христа Сына Божия, то, действительно, из этого вроде ничего не следует. Чудо? Ну да, чудо. Но такого ещё не было в истории, чтобы чудо кого-то к чему-то обращало само по себе. Укрепляет уже в вере какое-то чудесное событие – это да, безусловно. У каждого из нас с вами, а если приглядываться, то вообще-то каждый день совершаются всякие чудеса. Мы к этому даже довольно привыкли, к совершенно необъяснимым ни с какой точки зрения явлениям, которые с рациональной и научной точки зрения просто невозможны. Тем не менее, если человек во Христа не верит, то это никак на его жизнь не влияет. В Евангелии есть такие слова в притче о богатом и Лазаре, что если и мёртвые воскреснут, то всё равно человек не поверит.

Я сам был свидетелем такого случая, когда ещё не был священником, работал в одном управлении. Одна женщина, моя сотрудница, мы с ней в одной комнате сидели, рассказывала, что она видела такое видение: к ней явился в углу комнаты, вживую она ощутила, её усопший не то родственник, не то знакомый. И что, мою уважаемую (надеюсь, что она и сейчас жива) Лидию Трофимовну это на что-то подвигнуло? Абсолютно ни на что. Она со мной поделилась, зная, что я верующий и в храм хожу, но чтобы самой пойти принять Святое Крещение или Евангелие почитать – нет. Ну было явление усопшего – да, её это так поразило. Да, она испугалась, хотела всякие вопросы задать и какие-то задала, а я, как смог, ей ответил, но это никак не отразилось на её жизни.

Поэтому Господь, если по ходу Своей проповеди и вынужден был делать какие-то чудеса, то Он старался это делать как можно незаметней, чтобы очевидцами этому были только избранные. Он старался это делать даже не Сам. Возникла ситуация, когда нужно было пять тысяч человек хлебом накормить, Он попросил апостолов дать им есть, чтобы это было через них, чтобы никто не подумал, что здесь чудесным образом хлеб раздаётся. Народу какая разница, хлеб раздают да и раздают. Откуда там в пустыне хлеб? Да, может, с Мосхлебторга завезли, какая разница. Главное хлеб поесть, а что за этим стоит, не так вообще-то людей особо и волнует. Волнует то, что есть хочется, вот это реальность.

Господь недаром здесь напоминает о Моисее и змее, которого вознёс в пустыне, потому что змей, вознесённый на кресте в пустыне, явился прообразом. А почему змей? Во-первых, змей – это символ мудрости, а Сам Господь, Слово Божие – это воплощённая Премудрость Божия. Во-вторых, змей – это есть символ грехопадения человека, поэтому на кресте змей – это пригвождение ко кресту наших согрешений. Вот так происходит спасение, и Господь об этом напоминает: Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15). А почему только для верующих? Неверующих людей почему-то это очень беспокоит. Странное какое-то явление, неверующие люди очень обеспокоены тем, что, дескать, Льва Толстого от Церкви отлучили. Собственно, какая тебе разница? Потом, во-первых, его никто не отлучал, если уж на то пошло. Он сам даже в своём завещании просил, чтобы его не отпевали, чтобы креста не ставили. Сам лично человек просил. Он хотел вообще к Церкви не иметь никакого отношения, но почему-то людей это очень беспокоит. Или какому-нибудь журналисту скажешь: “Голубчик, тебя ждёт преисподняя”. Чего он так нервничает? Ты же не веруешь ни во что, Церковь не любишь, ничего, что здесь происходит, тебе неприятно. Для тебя всё неприемлемо, тебя это всё раздражает. А ему скажешь, что его ждёт преисподняя, нервничает, начинает обижаться, начинает ругаться. Если ничего нет, чего ты тогда так нервничаешь? На самом деле, действительно, неверующих людей нет. Недавно присутствовал при диалоге с одним голландцем. Говорит: “Я вообще-то протестант по происхождению, но я в Бога не верю”. Стали на него нажимать, что быть такого не может, чтобы человек в Бога не веровал. Он говорит: “Вообще-то верую”. Стоит поднажать на человека, на самом деле всё это поверхностное с человека, отчего он хорохорится, с него слетает, если удастся как-то с ним договориться до каких-то серьёзных вещей. Это тоже очень интересно. Одно дело – вера в Бога, которая для всякого умственно здравого человека и понятна, и естественна, и очень нормальна. Если человек действительно неверующий, то, конечно, это больной. Наверное, даже излечить невозможно, потому что это патология, очень редко встречающаяся. Чтобы человек совсем не чувствовал никакой мистической стороны, потусторонней, сверхъестественной, так просто не бывает, за редчайшим, наверное, исключением.

Всё равно это совсем не та вера, о которой сказано в этом отрывке Евангелия от Иоанна. Вер разных много. Даже сами люди свидетельствуют: «У меня своя вера», «у меня свой Бог», «я считаю, что нужно так». Даже внутри Церкви, внутри одного учения часто бывает очень большая разноголосица. Она связана с тем, что все люди в результате греха стали очень гордые. Человек не может быть просто гордым, он одновременно становится, к сожалению, и глупым, поэтому никак не может расширить сектор своего видения и может смотреть исключительно со своей – нельзя сказать, колокольни, потому что это очень невысокий обзор – но со своей кочки. Ему кажется, что как он чувствует, как он понимает, как он видит, вот только так и правильно. Поэтому очень часто можно слышать аргументы: “Моя бабушка была очень верующим человеком и она делала так”. Бабушка давно умерла, когда человеку было пять лет, но почему-то ему кажется, что именно так, как она делала, это было правильно. А может, это не только совсем не так, а даже и наоборот. Не задумывался человек? Нет, ему представляется, что этот аргумент истинный, потому что с бабушкой какое-то тёплое воспоминание связано, и эта теплота является для человека каким-то аргументом истины. Это ведь совсем не так.

Есть только один критерий истины – Сам Бог. Господь Иисус Христос так про Себя Своим ученикам и говорил: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). А всё остальное – это досужие домыслы человека, личное его творчество в этом направлении, помноженное на его невежество, потому что это такое стихийное, совершенно необработанное какое-то развитие. Представим себе, сотрудник мыльного завода из отдела сбыта начинает рассуждать об астрономии, хотя кончил восемь классов, а астрономия в одиннадцатом. Так обычный человек начинает рассуждать о богословии, о духовной жизни, об исцелении, о Священном Писании. Такой уровень рассуждений. Или какой-нибудь обозреватель начинает говорить о политике. Что ты, голубчик, можешь обозреть, кроме газет? Какие тайные пружины политики тебе могут быть известны? Если дипломаты очень большого уровня и то в политике ничего не понимают. Почему? Потому что политикой занимаются только те люди, у которых в руках реальные деньги, и больше никто. Вот что такое политика. А люди рассуждают, обсуждают. Говорит: “Я международник, я два языка знаю. Я там и там был”. Что ты, милый, знаешь? Это просто наивное дело.

Мы немножко отвлеклись от нашего главного дела, а наше главное дело в Церкви – это спасение души. От чего же надо её спасти? Душу надо спасти от греха. Дьявол постоянно хочет человека от этого занятия отвлечь, чтобы человек занялся чем угодно, только не спасением собственной души. Поэтому Господь пришёл ко всем людям. Действительно, Он всех хочет спасти, чтобы все занимались не какими-то благоглупостями, а занимались спасением собственной души. Это действительно та вечность, которая перед нами лежит. Мы как-то об этом забываем, некоторые даже надеются: “Умру и отдохну. Все мои заботы здесь кончатся”. Нет, наша земная жизнь – это как внутриутробное развитие для эмбриона человека. Он девять месяцев развивается, а потом рождается на свет Божий. Наша земная жизнь — это тоже духовное внутриутробное развитие. На самом деле, как младенец в утробе матери вверх ногами существует, так и мы здесь мало что понимаем, много что не успеваем, время тратим часто совсем не на то. Господь пришёл на землю, стал человеком, чтобы обратить внимание на самую главную проблему, чем мы, люди, должны быть озабочены. Вот для этого Он пришёл, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15). А что такое жизнь вечная? Каждый человек, однажды родившийся, уже неистребим. Наше бытие теперь уже бесконечно. Есть такое присловье, часто человек опечален каким-то событием, обстоятельством, болезнями, говорит: “Да разве это жизнь?!” Как бы печалуется о своём бытии. Так и жизнь вне Творца – это есть вот такое несчастное сиротство.

Конечно, Господь пришёл на землю, для того чтобы воссоединить, чтобы каждого человека, кто захочет, взять на небеса. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий (Ин. 3 13). Он сошёл с небес не только для того, чтобы Ему опять туда взойти, а для того чтобы всех Своих учеников взять с Собой. Вот что Он хочет. А препятствует этому грех. Состояние нашей души никак не соответствует тому небесному устройству, которое там, поэтому Господь научил Своих учеников молитве: «Да будет воля Твоя, якоже на небеси и на земли». Вот как на небесах, в духовном мире, всё происходит по воле Божьей, так и на земле должно быть, но это не значит, что все люди обязательно подчинятся воле Божьей и на земле рай возникнет. Нет, наоборот, с каждым веком всё хуже и хуже, всё подлей и подлей, всё безжалостней и беспардонней, потому что дьявол хочет погубить человека, упражняется в этом, а человек ему следует и не слышит голоса Христа Спасителя, Который его хочет спасти.

Однажды апостолы спросили у Христа, как же тогда спастись. Он говорит: человекам это невозможно (Мф. 19, 26). Поэтому и пришёл в мир Спаситель, чтобы спасать. Самому без Христа это невозможно, а с Христом можно соединиться только через Церковь, приобщиться можно только через Церковь, через Таинства, через слово Божие, через то, чтобы послужить Христу. Господь говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). “Эй, малый, пойди сюда. Я тебе что-нибудь сделаю”. Сделал ему, значит сделал Самому Христу. Если у человека есть это желание и стремление, он старается исполнить волю Божию, будучи человеком грешным, тогда Господь его и спасает.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Это всё делается Богом Отцом по любви, которой мы не встречаем при встрече с людьми, потому что не хватает ни разумности, ни терпения, ни самопожертвования, но всё-таки какое-то понятие о любви есть, потому что каждый из нас кого-то любит. Если уж бывает так, что никого не любит, по крайней мере есть кто-то, кого он очень не любит. Теперь представим себе, что это противоположное чувство, поэтому в этом смысле от противного и то понятие о любви есть. Может, книжки читал или кино про любовь смотрел, где любовь понимается как высшая сфера. Обычно в кино показывают только низшие сферы любви, до пояса. Но когда показывается сердечная жизнь, умственная, такое тоже встречается в кинематографе.

Вот какой путь любовь Божия прошла. Не только Дева Богородица любила Бога, но и родители Её Бога любили больше, чем Её. Они, ещё не будучи христианами, потому что не родился на земле первый христианин, Господь наш Иисус Христос, но уже возлюбили Бога больше, чем собственное дитя. А Господь сказал: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Они как бы и не учась ещё, даже ещё не в первом классе этой христианской школы, уже оказались способны на такую жертву. Вот эта жертва и принесла такой добрый плод.

Недаром Святая Церковь Воздвижение Креста Господня, такой праздник, который как бы находится вне событий земной жизни Христа Спасителя, но ставит на такую высоту, что даже уравнивает его с праздником Рождества Христова, Богоявления. Существует неделя перед Воздвижением, неделя после, то есть празднование растягивается на большой полумесячный период церковной литургической жизни. Отчего это? Потому что богослужение так устроено, как школа, чтобы каждый, кто посещает эту школу, понял и почувствовал, что без вот этой жертвы, готовности следовать по стопам заповедей Христовых, спасти душу невозможно. Нужно очень много потерпеть, нужно посмиряться, нужно пострадать, нужно заставлять себя делать добро вопреки собственным эгоистическим представлениям, нужно от многого отказываться. От греха, конечно, в первую очередь.

Мы люди грешные, а грех для нас имеет вожделение. Трезвый человек не понимает, чего он пьёт. Или, допустим, человек, который никогда в карты не играл, он даже не понимает, как ты можешь взять, сидеть за столом, в карты играть и всё проиграть, оставить без еды жену и детей. Ну ладно, один раз проигрался, это любой может попасться в переходе и без всего остаться. Взрослые, солидные люди и думают: “Пришли люди, будут сейчас нам благодетельствовать. Устроят такую игру, чтобы нам денег дать”. Надо же, какие добрые, где же таких отыскали. Если бы они хотели это нам дать, они просто взяли бы и дали. Да и то подозрительно, не ворованное ли, не фальшивое ли. Откуда вдруг такая любовь? А раз игра, так это не с целью того, чтобы ты выиграл, это же просто смешно. Почему казино такие богатые, у них призы? Это откуда? Это они пшеницу посеяли, урожай собрали, прибыль получили, бедным дали, а на оставшиеся деньги казино построили? Так, что ли? Да нет, конечно, это же совершенно очевидно. Человек, садящийся играть в карты, он либо жулик, либо дурак, другого не бывает. А попробуй это скажи игроку. Он говорит: “Да я ничего с собой сделать не могу. Я всё понимаю, но я уже попался”. Это как алкоголик, как наркоман, как игрок на бегах. Любая страсть, когда охватывает человека, будь он семи пядей во лбу, его порабощает. У Фёдора Михайловича Достоевского вон какой лоб, а что толку, проигрывался в пух и прах, ничего с собой сделать не мог. Не успевал романы писать. Говорил: “Да если бы у меня время было, да разве бы я так писал? В десть раз лучше бы писал”. А ему некогда, его торопят: “Давай, пиши, уже сдавать надо”. А ему некогда, потому что он играет. Даже роман написал “Игрок”. Кому интересно, могут почитать. Очень во многом поучительная вещь, хотя считается не самым его лучшим произведением, но вот этот аспект он очень хорошо описал.

Грех властвует над человеком, и он не может от него освободиться. Кто может его освободить? Только Христос, если человек будет просить его, молиться: “Господи, Ты меня от этого спаси”. Если он действительно захочет, и Господь увидит, что человек действительно хочет спастись, Господь даст ему эту ослабу. Обязательно даст, потому что Он Сам сказал: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мф. 7, 9-10) Вы же так не делаете. Вы, будучи людьми злыми, и то детям всё-таки никогда такую гадость не сделаете: вместо хлеба – камень, а вместо рыбы – змею. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Поэтому, если человек хочет, чтобы его спасли, он будет молиться, он будет верить, он будет надеяться, и это обязательно случится. Может быть, не сразу, потому что Господь хочет убедиться в твёрдом намерении данного человека. Это тайна, почему бывает, что человек помолился, и сразу Господь исполняет, а иногда нужно долго об этом просить. Будем в этом усердствовать, пусть Господь нам поможет за молитвы Пресвятой Богородицы. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/