Найти тему

Дворянское или крестьянское? Воспитание детей в дореволюционной России

Оглавление

При словосочетании «дворянское воспитание» в голове появляется картинка идеально одетого ребёнка, изъясняющегося по-французски. Этакого «маленького взрослого». Было ли так на самом деле? Ну, а про крестьянское воспитание вряд ли сейчас упомянут в положительном ключе. Хотя зря. Ведь традиция упорно трудиться, передававшаяся из поколения в поколение, впоследствии легла в основу советского трудового воспитания для детей. Об утрате которого в настоящее время так сокрушаются пожилые люди. О сравнении традиций воспитания дворян и крестьян Российской империи пойдёт речь в нашей статье.

Автор: Анна Матюхина

Каневский, Ян Ксаверий. Барчук с дворовыми карликами
Каневский, Ян Ксаверий. Барчук с дворовыми карликами

Рождение ребёнка

Дворяне. Роды русских дворянок были домашними. Провинциальное дворянство прибегало к услугам повитух, женщин, которые не имели специального медицинского образования. Обыкновенно повитухи учились ремеслу родовспоможения у матери. Высшее и сановное дворянство вызывало докторов. Но случалось, что и такие роды проходили с домашними членами семьи. В. Веременко в книге «Организация акушерской помощи дворянкам в России» описывает, как княгиня Мария Николаевна Волконская не получила медицинской помощи во время первых родов: её доктор находился в 15 верстах при больной. В итоге ребёнка приняли отец, герой войны 1812 года Николай Раевский, и мать, внучка российского учёного Михаила Ломоносова, Софья Константинова. На следующий день к роженице пришла повитуха из села, принадлежавшего семье Волконских. Согласно данным Веременко, к 70-м гг. XIX века в Петербурге открылось огромное количество акушерских курсов (например, в 1872 году открываются курсы акушерок при Медико-хирургической академии). К 80-м гг. XIX века все дети в дворянских семьях появлялись на свет при помощи квалифицированных специалистов — врачей или дипломированных акушерок.

В. Максимов. Материнство, 1871
В. Максимов. Материнство, 1871

Крестьяне. Роды крестьянок традиционно происходили в хлеву, могли случиться в поле. Наиболее стерильным помещением для появления на свет крестьянских детей была баня. Рожать также помогали повитухи. Чтобы усилить схватки у молодой женщины, в некоторых российских губерниях повитуха давала ей давиться косой. Над младенцам произносили «шепты»
(слова заговоров). Например: «С гуся вода, с царя худоба».

В мире крестьян ценились крепкие тела, худоба же казалась признаком бедности, плохого питания или даже болезни.

Личное пространство

Дворяне. В господских домах дворянских усадеб было принято устраивать «детские половины»: там дети жили на попечении кормилиц, нянь, бонн. До 2 лет ребёнок жил в комнате с няней, затем переходил в комнату к близкому по возрасту брату или сестре. Личные комнаты для дворянских детей были редкой роскошью. На них могли надеяться только единственные дети в семье (чаще всего единственные выжившие в условиях высокой детской смертности). Нередко детские специально заводили подальше от гостевых комнат, чтобы создаваемый детьми шум не беспокоил гостей и хозяев дома во время светских приёмов.

Венецианов, А. На пашне, 1920-е гг.
Венецианов, А. На пашне, 1920-е гг.

Крестьяне. В крестьянской избе у детей не было личного пространства. Существовал «бабий кут» — огороженное холстиной место рядом с печкой, куда подвешивалась зыбка («люлька»). Там вместе с матерью находились маленькие дети до 6–7 лет. Старшие присматривали за младенцами, качали зыбку, пока мать была занята приготовлением пищи (в холодное время года).

Летом родители работали в поле, крестьянские дети проводили время на воздухе: малыши с 2 лет играли «на лужке», ребята 5–7 лет приносили родителям еду, могли пасти гусей и коз.

Венецианов, А. Кормилица с ребёнком, начало 1830-х.
Венецианов, А. Кормилица с ребёнком, начало 1830-х.

Воспитатели и педагоги

Дворяне. Как пишет В. Бокова в книге о дворянском воспитании «Отроку благочестие блюсти…», дворянки XVIII — первой трети XIX веков не слишком много времени уделяли воспитанию детей. Их жизнь строилась по формуле: «Дети для родителей, а не родители для детей». Умытых и опрятных наследников приводили к родителям трижды: за завтраком, обедом и ужином. Во время совместной трапезы дети сидели тихо и не мешали взрослым излишними вопросами.

Для воспитания детей в дворянской семье существовал целый штат прислуги. При младенцах до 2–3 лет неустанно находилась крестьянка, недавно родившая собственное дитя, — кормилица. Она жила в господском доме со своим ребёнком, который отнимался от груди и вскармливался коровьим молоком.

Маленькие дети 2–3 лет отдавались на попечение няни, потом у них появлялась гувернантка, обучавшая французскому языку. Знание французского так же хорошо, как родного (а иногда лучше него) было обязательно для дворянина. Это был язык общения при дворе, начиная с правления императрицы Елизаветы Петровны вплоть до времён императора Николая I. Няня давала любовь и внимание, от неё воспитанники узнавали народные сказки и суеверия. Няни на все имели свои объяснения. Например, звуки грома связывали с проездом по небу на огненной колеснице Ильи-пророка.

Нередко няни прятали воспитанников от родительского гнева. В. Бокова приводит воспоминания Т. Пассек о матери, которая часто секла её прутиками за непослушание, и няне, загораживающей воспитанницу собственным телом и потом утешающей её в своей комнате.

Читайте также: Рожая сердцем: разбираемся в нюансах усыновления и опеки

Маковский, В. Е. Наём прислуги, 1891
Маковский, В. Е. Наём прислуги, 1891

Гувернантка держала себя с воспитанниками более строго, она обучала не только языкам, но и манерам. Наставником и учителем русского языка для будущего императора Александра II был поэт В. Жуковский. О своём гувернерстве он писал-так: «Это не работа наёмника, а занятие благородное. Здесь много пищи для энтузиазма, для авторского таланта». Когда дети
вырастали, гувернантка переходила служить в другой дом.

Перов, В. Приезд гувернантки в купеческий дом
Перов, В. Приезд гувернантки в купеческий дом

Няня оставалась в доме с выросшими воспитанниками до конца своих дней. Её статус был особым. К ней обращались по имени-отчеству. Няня, как барыня, жила в отдельной комнате. Мальчик из дворянской семьи жил с няней только до 5 лет, после его воспитывал «дядька» (няня мужского пола). Дядькой мог быть как обычный крестьянин, так и иностранец. Как и няня, дядька следил за здоровьем, чистотой и опрятностью ребёнка, водил в комнаты родителей, развлекал, приучал к верховой езде и охоте.

Крестьяне. В крестьянской семье навыки передавались от старших членов семьи к младшим. Специально нанятых воспитателей, конечно же, не было. Однако большую роль в воспитании играли старики, проводившие всё время дома на печке или рядом с домом. Именно от них ребята сызмальства узнавали молитвы, сказки, былички, истории о стародавних временах. Крестьяне были очень суеверны.

Крестьянин Фёдор Бобков в своих воспоминаниях описывал случай, как один мужик из его деревни настолько сильно ждал конца света, что решил задать лошади овса, чтобы последние времена наступили в тот момент, когда он занят благим делом. Про другого мужика, дядю Тимофея, он писал, что у того имелась разрыв-трава (так называли бальзамин, который, по народным поверьям, «рвал замки»). Бобков был одним из немногих грамотных крестьян России (согласно статистическому очерку А. Рашина, только 13 % крестьян-мужчин и 2 % женщин московской губернии к 1969 году умели читать и писать). По его воспоминаниям, вся семья и соседи из других деревень приходили слушать, когда его старший брат читал богатырскую сказку — повесть о Бове-Королевиче.

Большую часть года родители крестьянских детей были заняты полевыми работами. Нередко в это время за малышами следили старшие братья или сёстры. Но так как они сами были ещё детьми, часто не проявляли должной заботы и усердия. По воспоминаниям Ф. Бобкова, он 11-летним мальчишкой «Петрушке давал кусок хлеба, Кате — соску, и убегал играть с дворовыми мальчишками, совершенно забывая о своих питомцах».

Образование

Репин, И. Пушкин на лицейском экзамене в Царском селе,1911
Репин, И. Пушкин на лицейском экзамене в Царском селе,1911

Дворяне. Образование в дворянской семье начиналось между 3,5 и 5 годами. Высшему и сановному дворянству были доступны лучшие учителя. Отец семейства сам определял, как будет строиться образование его сыновей и дочерей. Случалось, что отцы не хотели для своих детей обучения латыни («язык попов и лекарей») или живописи. Но дети сами не были вольны выбирать предметы обучения. В полный же перечень дисциплин, помимо обязательного французского, входили церковнославянский язык, закон Божий, математические науки, география, история, химия, живопись, военное дело.

Со 2-й половины XVIII века стали популярны обучающие поездки за границу, где под руководством гувернёра молодые дворяне посещали курсы в европейских университетах. Начиная с эпохи Николая I русский двор начинает отходить от общения исключительно на французском. С этого времени активно развивается грамматика русского языка (многие дворяне до Николаевских времён писали по-русски с ужасными грамматическими ошибками).

Обязательным для мальчиков было обучение фехтованию. Герой Отечественной войны 1812 года С. Тучков в мемуарах отмечал, что его отец был против обучения сыновей фехтованию, приговаривая: «Не хочу, чтобы мои дети выходили на поединок». Дети обоих полов обучались танцам. Танцмейстеры организовывали детские утренние балы, где молодые дворяне не только танцевали, но и оттачивали правила светского этикета. Самым известным танцмейстером XIX века был француз Пётр Андреевич Йогель, открывший школу танцев в Москве. Про него говорили: «Держатель четырёх пар московских ног» — ему удалось обучить четыре поколения учеников.

Именно на балу у Йогеля произошла первая первая встреча А. С. Пушкина с Натальей Гончаровой.
Важно отметить, что качество образования зависело не только от высоты положения дворянской семьи, но и от удачного выбора учителей. Случалось, что представители сановного дворянства становились прожигателями жизни лишь от того, что их родители вместо опытных знатоков наук нанимали к ним обыкновенных проходимцев. В. Бокова приводит в пример 12-летнего князя Е. Голицына. Гувернёр в Париже разрешил ему посещать все увеселительные заведения, совершенно не занимаясь образованием мальчика. В результате Голицын так и не нашёл своего поприща и провёл жизнь в кутежах и беспрерывном веселье.

Читайте также: 5 историй о потрясающих воспитателях детского сада

Маковский, В. Е. В сельской школе, 1883
Маковский, В. Е. В сельской школе, 1883

Крестьяне. Крестьянские дети шли в школу 1 декабря, в день Наума Разумника. Даже поговорка такая существовала: «Святой Наум наставит на ум». К этому времени работы в поле были давно завершены, и ребята могли посвятить время обучению. В конце апреля учебный год заканчивался.
Школой служила обычная сельская изба (часто её арендовали у одинокой односельчанки). Учительствовал сельский священник, иногда отставной солдат. Ребята изучали грамоту, чтение, азы математики, закон Божий.

Проведя в школе 3–4 зимы, крестьянин заканчивал обучение. Писать ребята учились на вощёных деревянных табличках специальными палочками — «писалами». Наказанием для нерадивых учеников («неслухов») служили розги. За непослушание учитель мог, как тогда говорили, «прописать на спине ижицу» (ижица — последняя буква азбуки-кириллицы, розги — последнее
средство по отношению к непослушным детям).

Поскольку обучение было платным, а крестьянские семьи — многодетными, часто грамоте учился лишь старший сын, а потом обучал своих братьев и сестёр (девочки, увы, в школу не ходили, но могли научиться грамоте от братьев или от своих господ по их воле). Ф. Бобков в своих воспоминаниях обращает внимание на то, что его отец заплатил 20 рублей старообрядцу за обучение грамоте его старшего брата. И уже брат научил читать и писать самого Фёдора. Благодаря этому нехитрому образованию и смекалке Бобков окончил жизненный путь купцом 1 гильдии (то есть предпринимателем, обладающим самым высоким для купечества капиталом — от 10.000 рублей).

Отношение к труду

Дворяне. Дворянство — сословие, которое называли «служилым». Основным занятием мужчины-дворянина долгое время было военное дело. Мальчишки сызмальства направлялись к охоте, она в отсутствии войны поддерживала навыки верховой езды, а также к потешным военным играм. Согласно сведениям Боковой, граф С. Шереметьев в гостях у юных великих князей обожал игру в бомбардирование. Два лагеря ребят прятались за деревянными укреплениями и бросали друг в друга резиновыми мячами.

Привилегированность дворян была в том, что им не нужно было трудиться, зарабатывая на хлеб. При этом дворяне — единственные из всех сословий России, кто владел землёй и людьми. Ю. Лотман писал о быте дворян пушкинской эпохи, что служба длилась до 15:00, а дальше дворяне, после приготовлений к балу, опере или приёму, могли предаться вечернему (часто и ночному) миру развлечений. Император Петр III отменил обязательную службу для дворян, многие мужчины перенаправили своё внимание на хозяйственные дела в собственных имениях. Однако искание экономической выгоды и зарабатывание денег считалось ниже достоинства представителей благородного сословия.

Нередко дворяне прекрасно рисовали, обладали музыкальными и театральными талантами. Например, граф Николай Петрович Шереметьев профессионально играл на скрипке, фортепиано и виолончели, а в юности мечтал быть дирижёром. Однако использовать таланты для получения денег в дворянском мире считалось крайне недостойным. Основу роскошной жизни благородного сословия составляли усадебные хозяйства. К сожалению, многие помещики передавали управление усадьбами в руки приказчиков, которые разоряли их, полностью проматывая господские деньги.

Прянишников, И. Дети на рыбалке, 1882
Прянишников, И. Дети на рыбалке, 1882

Крестьяне. В отличие от дворянских детей, многие из которых росли в праздности, дети крестьян приобщались с трудовой жизни с самого раннего возраста. Труд с малых лет буквально пронизывал всю крестьянскую жизнь.

Ребята с 3–4 лет следили за готовностью горшков с щами и кашей в печи, сажали тесто на хлебную лопатку, помогали мыть овощи и фрукты, ходили со старшими членами семьи по грибы и по ягоды. К 6–7 годам дети умели делать все виды работ по дому, приносили родителям еду в поле, девочки нянчили младших братьев и сестёр, мальчики начинали активно помогать взрослым в полевых работах, ставили силки на птиц. Подростки с 12–13 лет полностью включались в цикл полевых работ.

Читайте также: Соска. Давать или нет?

Выход во взрослую жизнь

Дворяне. Со времён императора Петра I для дворянина взрослая жизнь начиналась со службы государству. Важной вехой было участие в смотре войск в 7–10-летнем возрасте и определение на службу или в школу (обучение государь также считал видом службы). За сокрытие семьёй «недоросля» полагалась частичная конфискация имущества в пользу государственной казны. Заканчивали обучение дворяне в 15 лет, потом должны были нести военную или гражданскую службу. В петровскую эпоху служба дворян была пожизненной, императрица Анна Иоанновна ограничила её 25 годами. При Петре III дворян освободили от обязательной службы, однако юноши, не достигшие звания унтер-офицеров, должны были отслужить 12 лет. В случае войны дворянину следовало явиться в армию, за отказ наказывали конфискацией имущества. Традиция записывать мальчиков в полки с рождения помогала приступать к реальной службе, находясь «в чинах».

Для молодой дворянки взрослая жизнь начиналась с замужества. В петровские времена брачный возраст для девушки составлял 13 лет, для юноши — 15. Юные девушки нередко были крайне несчастливы в своих ранних браках. Дворянка Анна Лабзина, выданная замуж в 13 лет за 27- летнего Карамышева, описывает, как муж заставлял её есть мясо в постные дни, сидеть рядом с пьяной компанией за картами ночами, выгонял на улицу ночью «в одной юбке без чулок». Указом императора Николая I 1830 года брачный возраст был повышен до 16 лет невесты и 18 жениха.

Крестьяне. В крестьянском мире взрослый человек — это также человек женатый. Огромное количество праздничных ритуалов от святочных бесчинств до масленичных гуляний было призвано помочь парню найти девушку для создания семьи. На масленицу было принято катать нерешительных одиноких парней на таком сельскохозяйственном орудии, как борона. Непросватанных девушек обтирали снегом c криками «солим рыжики». До появления первого ребёнка молодая пара могла веселиться на вечёрках и сходках неженатых парней и незамужних девушек. С появлением первого ребёнка крестьянку-молодуху уже называли бабой, начиналась её взрослая жизнь.

Больше статей на сайте МЕДИА ДЛЯ МАМ Liberty

Канал 3 moms на YouTube

Мы в telegram Мы в vk